Обложка канала

Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

Агрегатор волшебства

  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    — Ты ничего не бойся, — наказал ему вечером старичок. — Это уже последнее испытание. Разденься догола и спрячься за дверью часовни, чтоб тебя не видно было. А когда королевна выбежит в костел, заберись в ее гроб, лежи и молчи. Пусть она тебя пугает, кричит, тормошит. Лежи тихо и знай, что ничего худого с тобой не приключится. Солдат опять послушался доброго совета и выполнил все, что велел старичок. 🧛🏻‍♀️ Вот бросилась королевна в костел и давай солдата искать повсюду — и за алтарем, и на амвоне, и на хорах. Искала-искала и наконец нашла в собственном гробу. — А-а-а-а! Вот ты где, соколик! — диким голосом кричит. — Убирайся вон с моей постели! Но солдат и не дрогнул, взглянул мельком на нее и видит — лицо у королевны побелело. Обрадовался солдат, лежит себе, не шелохнется. А она-то беснуется, она-то вопит: — А ну, выходи! Не то сейчас разорву! 🧛🏻‍♀️ Солдат чуть на бок повернулся, взглянул одним глазком, видит — королевна стала белой по пояс. Улегся он поудобнее, а она теребит его, дергает, прочь со своего места гонит. Однако солдат и не думает никуда уходить. Только голову приподнял и пристально глядит, как королевна белой делается. А королевна вся ослабла, утихла, и голос у нее уже на человеческий похож становится. Увидал солдат, что она совсем побелела, и повернулся к ней. Обняла она тут его своими белыми нежными ручками и вместе с гробом подняла. Не кричит, а ласково так просит: — Милый ты мой солдатик! Вставай. Знай: избавил ты меня от моих мучений. Помогла она ему выйти из гроба и отвела в костел. Оделся солдат. А тут и рассвело совсем. Чует вояка: руки-ноги зябнут, в горле сухо. Посмотрел он на прекрасную королевну и смело спрашивает: — Водочки не выпьешь ли? 🧛🏻‍♀️ Королевна с покорностью отвечает ему: — Раз тебе хочется, то давай выпьем. Выпили они по одной чарке, потом по другой, закусили; ну, а после обнялись и сели рядышком. Пришли солдаты, увидели их и решили, что королевна-упырь задушила служивого. Вызвали подмогу, огорчаются, что вот-де солдат две ночи выстоял, а на третью бесславно погиб. Но вот подошли поближе и видят — улыбается солдат, а королевна живехонька и весела. Тогда побежали они и доложили королю: мол, дочь жива и солдат жив. Король тут же приказал впрячь в золотую карету шесть самых красивых коней из своей конюшни, а для дочери захватить праздничный наряд. Съездил за дочерью и солдатом в костел, позвал на пир самых знатных гостей, а дочь и солдата посадил за стол, в самую середину. — Что заслужил человек, — спросил он гостей, — который мою зачарованную дочь от погибели спас? Одни сказали, что он достоин взять ее в жены, другие, завистники, нашептывали, что негоже, мол, королевской дочери выходить замуж за такого забулдыгу. Но лучше всех ответила им сама королевна. Обняла она вояку за шею и объявила: — Выхожу замуж за того, кто меня спас! Чего ж мудреного: хоть и выпивоха, да живой. Все ж таки лучше, чем доска гробовая.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Утром пришли его товарищи с покойницкими носилками. Разве такой забулдыга, думают, справится с тем, что не по силам было бравым офицерам? Вошли в часовню, видят — жив солдат! Подивились они такому чуду и тут же королю доложили. Хотел король дознаться, как это служивый от смерти уберегся. Но солдат ничего не рассказал: старичок ему это запретил. Тогда приказал король, чтобы и на вторую ночь снарядили на пост того же солдата. Служивый закручинился: одну-то ночь еле пережил, а тут еще раз заставляют счастья пытать. 🧟‍♀️ Опять поздним вечером свели его в часовню, опять испугался он, что загубит свою грешную душу, и опять на кладбище побежал в надежде старичка встретить. И встретил. — Возвращайся и на эту ночь в часовню, — сказал старичок. — Останешься цел. Спрячься на хоры, а по ступенькам разложи ладанку, четки, молитвенник — все что есть. Если же королевна захочет к тебе другим путем пробраться, пой молитву. И сказал какую. Солдат опять послушался совета. В двенадцать часов выскочила королевна на середину костела. Сразу было видать, что она страшно голодная. В такой ярости она по костелу носилась, что у служивого от страха в глазах темнело. Побежала она к алтарю, забралась на амвон и тут увидала его на хорах. 🧟‍♀️ — А, так вон ты где! — закричала она страшным голосом и бросилась к лестнице. Но как ступит на ступеньку, сразу у нее ноги подкашиваются: не дают ей проходу ладанки, четки да молитвенники. Тогда побежала она к гробницам, разворотила их, вытащила из них гробы и начала их друг на друга ставить. Нагромоздила гробов чуть ли не до самых хоров. Тут-то солдат и запел дрожащим голосом молитву. Волосы у него от страха дыбом стали, но бедняга все поет и поет, а королевна уже карабкается к нему по гробам. Дошел тут черед, пропел он самое сильное слово в той молитве, и рухнула гора из гробов. 🧟‍♀️ Трижды королевна ее заново громоздила, кости и черепа оттуда сыпались. Но солдат всякий раз гору ту молитвой рушил. Тут начало светать. Королевна, как добрая хозяйка, хлопотать начала, все прибрала, гробы на место поставила, и сама улеглась, куда положено. Утром солдата выпустили и опять известили короля, что служивый цел. Не соглашается-де он рассказать о том, что творилось ночью в костеле, но не отказывается и в третий раз стоять на часах у гроба.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    ~ • 𑁍 • ~ Наконец все же объявился один солдат. Он королю уже семь лет служил, но никаких наград не выслужил. К исповеди не ходил, ни в бога, ни в черта не верил, больше всего на свете водку любил, все, что имел, пропивал. Он знал, что после службы ждать ему хорошего нечего. Дадут несколько грошей, латаный мундир да костыль на дорогу, а идти-то некуда. Помотаешься по белу свету и с голоду подохнешь. Вышел солдат из строя и заявил: «Так и быть, пойду я на этот богом проклятый пост. Дайте мне только на ночь водки побольше и доброй закуски». — Кварту ставлю, — говорит король. — Лучше бы три, — говорит солдат. Согласился король, и пошел солдат на пост. Проводили его с почестями. Еще бы! Сам себя человек на погибель обрекает. ~ • 𑁍 • ~ Открыл он дверь притвора, вошел в часовню и первым делом к фляжке приложился. Потянул раз, другой, а храбрости не прибавляется. Тихо, темно, только луна светит в окошко. Вот-вот дьявольское наваждение начнется, и упырь крышку гроба с грохотом откинет. Присел солдат на лавку и задумался над своей несчастной долей. Убеги он из костела — пули не миновать. Останься — загубишь себя, а главное, душу. Исповедаться — так ксендза нет, а начни звать ксендза — трусом назовут. Не знал солдат, как быть. Стал он вспоминать лихие сражения, уж совсем было воспрял духом старый рубака. Но поглядел вокруг — опять страшно стало за свою грешную душу. ~ • 𑁍 • ~ Вдруг часы не спеша пробили десять. Служивому вовсе жутко стало, не выдержал он и убежал из часовни. Помчался куда глаза глядят, лишь бы подальше от того проклятого места, где упырь две ночи подряд человеческой кровью упивался. Бежал он, бежал, очутился на кладбище посреди могил. И тут слышит вдруг чей-то голос: — Куда бежишь? Чего так испугался? Присмотрелся солдат, видит — сидит перед ним седенький старичок с длинной бородой. Лицо у старика приветливое, доброе. Успокоился солдат и рассказал ему все, как на духу. — А ты не беги, служивый, — говорит старичок. — Возвернись-ка в часовню, ничего худого там с тобой не случится. Только насади на винтовку штык, воткни ее в скамью, скинь с себя плащ и кивер, набрось на ружье, а сам ступай в костел, спрячься за алтарь и сиди там. И, главное дело, не шевелись. ~ • 𑁍 • ~ Осмелел солдат, вернулся в часовню и сделал все, как советовал старичок. Вот наступила полночь. Гроб со страшным грохотом раскрылся, черная королевна выскочила на середину часовни, увидала закутанную плащом винтовку и закричала: — А-а-а-а! Нынче мне молоденький солдатик! Схватила она винтовку, впилась в нее зубами и пополам перекусила. Поняла, что это не человек, и завопила страшным голосом: — Ой, схоронили меня живую, а мне есть хочется! Где солдат? Где он прячется? Мечется королевна по костелу, «А, знаю, где ты!» — кричит, но никого не находит. Солдат, как и велел старичок, не отзывается, не показывается. Искала-искала королевна, притомилась, а тут и время все вышло, уж и некогда ей свечи ломать, фигуры бить да хоругви рвать. ~ • 𑁍 • ~ Страх пробирал солдата, особливо когда он видел, как у королевны глаза синим огнем горят. Наконец пробило два часа, пришло ей время обратно в гроб ложиться, и захлопнулась за ней гробовая крышка с тем же страшным грохотом. Вышел солдат из-за алтаря, оделся, чует — ноги не держат, и присел на лавку.
  • Реклама

  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    В Польской народной сказке «Королевна упырь» легко угадывается и «Вий» Гоголя, и эпизод со Стрыгой в «Ведьмаке» Сапковского. В сказке нашел отражение один из самых распространённых фольклорных мотивов Силезии. (4-е поста читать 7 мин, кадры из Ведьмака, 1-й сезон) ~ • 𑁍 • ~ Один король никак не мог дождаться потомства; видно, такова была божья воля. А его подданные роптали: мол, кто же после смерти короля править будет? Уж и про королеву шептались, верна ли супругу: как говорится, только на вытоптанной стежке трава не растет. Прошло много лет, и вот королева затяжелела. Но так долго не могла разрешиться от бремени, что король с отчаяния воскликнул (чего никак нельзя было делать): — Пусть родит кого угодно, лишь бы родила! И вот появилась на свет королевская дочь. Однако нечистая сила по допущению отца наложила на нее заклятие, и родилась она черной как уголь. Посмотрел на нее король, загоревал, но сказал жене: — Что же поделаешь! Раз бог послал, надо растить… ~ • 𑁍 • ~ Повелел он запереть дочь в башне, чтоб лица ее никто не видел, а сам созвал отовсюду докторов, мудрецов и ученых людей. Но они лишь без конца гадали, на какую-такую звезду или нечисть мать загляделась, а путного ничего присоветовать не могли. Только одна простая старушка предсказала королю, что дочь его умрет восемнадцати лет отроду, но, бог даст, судьба над ней смилостивится, и восстанет королевна из гроба самой красивой девушкой на свете. Как бабка предсказала, так оно и случилось. Восемнадцати лет отроду королевская дочь умерла, а перед смертью попросила отца, чтобы похоронил он ее в костельной усыпальнице и каждую ночь ставил у гроба часового. Король устроил дочери пышные похороны. Гроб роскошный был, в колокола звонили, траурные хоругви несли, молебны отслужили и похоронили ее в королевской часовне при костеле. В первую ночь поставили ко гробу не солдатскую, а офицерскую стражу: король сделал даже больше, чем дочь перед смертью просила. Но едва пробило полночь, гроб открылся, выскочила из него чернолицая королевна, молодого офицера задушила, напилась его крови — и давай буйствовать в костеле. Свечи в алтаре переломала, кресты и скамейки поперевертывала, статуи святых побила, хоругви в клочья изодрала. Всю ночь бесновалась в костеле, и только, когда пропел петух, улеглась обратно в гроб. ~ • 𑁍 • ~ В то же утро доложили об этом королю и его придворным. Те перепугались, но все же еще раз офицерскую стражу у гроба выставили, и еще один часовой погиб ужасной смертью. Тут уж всех страхом проняло. Никто из офицеров и солдат не соглашался на таком посту стоять. Разговоры пошли, что королевская дочь — упырь, нечисть ночная и надобно отсечь ей голову, положить на грудь, перевернуть ее ничком и зарыть на кладбище. Тогда она наверняка перестанет страх наводить. Но король хотел сдержать клятву, данную дочери перед смертью. Он велел собрать все свое войско и торжественно объявил: кто спасет черную королевну, тому он ни в чем не откажет. Но не было такого смельчака, который захотел бы распроститься с жизнью и стоять в карауле у гроба.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Кроме того что стрыги могли пугать , убивать и звать людей по ночам , на них списывали разного рода подлости вроде зарезанного скота. Иногда говорилось, что укушенный стрыгой человек не умирал, а постепенно превращается в такую же тварь . Конечно же согласно преданиям встретить стрыгу днем невозможно они исключительно ночные создания . 🧚🏼‍♂️В Силезии много вариантов легенды согласно которой, один смельчак, увидел, как на дороге стрыга поедает незадачливого путника. Он не прошел мимо, а нашел могилу в которой жило чудище, и лег в гроб вместо нее. Ближе к рассвету стрыга вернулась к своему обиталищу, но увидев, что оно занято повернулась и начала озираться по сторонам, не перепутала ли она чего. Дождавшись пока солнечный свет не ослепил чудовище, смельчак легко заколол его. 🧚🏼Похожее верование бытовало в Португалии. Брукса – вампир исключительно женского пола, в которого после смерти превращается женщина, занимавшаяся при жизни колдовством. Образ вампиров напрямую связан с эпидемиями в средние века. Население во время мора совершало чудовищную ошибку погребая того, кто жив, но был без сознания. 🧚🏼‍♀️Также известен персонаж из карпато- балканского фольклора которого знали и у поляков Штрига – это злая колдунья, способная отбирать молоко у чужих коров и овец, нападать на спящих детей и пить кровь, насылать болезни на людей и скот. У западных украинцев и словаков так называют ночную бабочку, которую считают душой ведьмы.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Родители, заботящиеся о своих детях, верили, что оберег из белого терновника сможет защитить их чадо от ведьмы. Согласно легенде для поиска стригоя на кладбище приводили кобылу и заставляли перешагивать через могилы. Если лошадь не желала перешагивать через одну из них упиралась и сопротивлялась это значило лишь одно , что под землей лежит стригой . 🧚🏼‍♀️В албанском фольклоре штрига уже не превращается в птицу, напротив, принимает человеческую форму (предпочитая образ старой женщины, часто вселяется в тело умершей темной ведьмы). Она питается spiritus vita (жизненной силой) человека ночью, пока он спит. В Польше есть идентичный персонаж фольклора - Стржига или если мужского пола то Стржигун. Так согласно силезским поверьям им можно было стать при рождении. Считалось что имела не только два сердца, но и две души , еще от людей её отличали два ряда зубов, при этом второй ряд замечали не стразу . Известны случаи, когда за стржиг принимали младенцев, рождавшихся с развитыми зубами.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    В мифологии древних народов крылатые женские персонажи во многом осуществляли божественную справедливость. В средневековой Европе, возможно, под влиянием церкви эти образы трансформировались. (три поста и примерно 5 минут вашего внимания). 🧚🏼‍♂️Стрига (польск. strzyga,) - женщина, превращенная проклятием в чудовище. Верили в нее в Польше и Украине, Молдавии, Румынии, называли ее по разному, например Штрыга , Стригой , Стржига. Поверья тоже отличаются, в Румынии стрыгу называли стригоями. Слово «стригой» произошло от слова «strix», (с латинского - неясыть). Стриги стали основными прототипами вампиров. Стрига (в древнеримской мифологии) – крылатая ведьма, ведущая свое происхождение от гарпий (др.-греч. Ἅρπυιαι-похитительницы). Римлянин Овидий в «Фастах» описывает сову выпивающую кровь у детей. Петроний в «Сатириконе» утверждает, что стриги всего-навсего подменяют младенцев, оставляя родителям соломенные чучела. В румынской мифологии у них обязательно рыжие волосы и два сердца. 🧚🏼Согласно поверьям славян Стригоями становятся люди, одержимые нечистой силой, которые после смерти начинают выходить из могилы, пьют кровь людей, мучают их, насылают кошмары. Несмотря на то, что они лежат в сырой земле, стригои не разлагаются и даже через много лет остаются в том виде, в котором их закопали. Бороться с ними начинали еще на стадии захоронения, деревянным колом в сердце. Отрубая голову и кладя ее в гроб лицом вниз, зачастую не на предназначенное для нее место, а в ноги. Иногда сжигая. В гроб покойникам, которых посчитали стригоями клали ветки розы и уже ставший классическим для вампиров чеснок. Иногда в гроб кидали просо , считалось что стригой не выйдет из могилы пока все не пересчитает, естественно пока он будет считать ночь уже пройдет и выходить из могилы он передумает, так как боится солнечного света .
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    И вновь крылатые женские персонажи. Матерью фурий (эриний) была Гея - сама земля, фурии были не детьми традиционного зачатия, а убийства. Когда Кронос в борьбе за власть ранил своего отца Урана, первые капли крови поверженного бога стали его детьми - злобными фуриями, богинями мести. Фурий очень часто изображают крылатыми. Количество фурий всегда было спорным. В более древних версиях мифов их - девять, по версии Псевдо-Гераклита - тридцать тысяч, но в классической греческой и впоследствии римской мифологии их три: Тисифона - мстящая за убийство, Алекто - непрощающая и Мегера - завистница. Правосудие, творимое фуриями, было далеко не милосердно, они преследовали преступников навевая им чудовищные ведения и, тем самым, доводя до безумия. Являясь богинями, фурии не поселились на Олимпе и их деятельность никогда не была обращена на богов. 🧚🏼Поборницы справедливости жили на склоне афинского акрополя, дабы находится поближе к людям, которые то и дело совершали что-нибудь требующее божественной расправы.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    В Божественной комедии Данте, гарпии упоминаются как существа, находящиеся на 7 кругу ада. Данте описывает их, скорее, как сирен – с прекрасными лицами и птичьими чертами. Но по сути – они точно также терзали людей, как-то было во времена Эллады. В древнейших мифах гарпии были божествами ветра. Их имена Аэлла («ветер»), Аэллопа («вихрь»), Подарга («быстроногая»), Окипета («быстрая»), Келайно («мрачная») символизировали мрак и ветер, звучали как скрытая угроза, внушая ужас. 🧚🏼‍♂️В мифологии есть упоминание о том, что гарпии достаточно долгое время сопровождали души умерших существ в царство Аида. Но чем больше появлялось людей – тем больше появлялось «работы» у свободолюбивых гарпий, потомков титанов. Все яростнее они стали выполнять свои обязанности в мире людей. Так появились первые мифы, что гарпии полностью похищают живых детей и людей, дабы впоследствии не возвращаться за ними в мир живых. 🧚🏼Существует не менее четырех легенд о происхождении гарпий. Согласно одно из них бог ветров Борей заприметил, стоящую на скале, нимфу невиданной красоты. Нимфа была столь очаровательной, что Борей тут же влюбился в нее до беспамятства и предложил ей вступить с ним в брак. Однако нимфа эта оказалась жестокой и беспощадной. Она отвергла ухаживания Борея, за что последний наслал на нее проклятие, которое заключалось в том, что все дочери, которые родятся у этой нимфы, родятся ужасными гарпиями. 🧚🏼‍♀️В мифе об аргонавтах рассказывается, как две гарпии мучили фракийского царя и прорицателя Финея, обрекая его на голодную смерть. Аргонавты Зет и Калаид, крылатые сыновья северного ветра Борея, изгнали гарпий и этим спасли царя Фракии. Убить чудовищ им помешала богиня радуги Ирида.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    ~ • 𑁍 • ~ Сказка на тему). Наскучило Люциферу мучить грешников, кликнул владыка своих слуг и приказал доставить в подземное царство мёртвых живого человека. Отправились они на землю и первым увидели писаря. Уснул писарь на кровати, в одной руке — чернильница с пером, в другой — лист бумаги. — Этот вполне подойдёт нашему господину, - решили прислужники, подхватили писаря вместе с кроватью и помчались в подземное царство. Неслись они как угорелые и так трясли кровать, что писарь проснулся. Видит, тащит его нечистая сила неведомо куда, и даже поначалу немного струсил. Только писарь был не робкого десятка. Собрался он с духом и стал выспрашивать у своих носильщиков, куда они так торопятся. Услыхал писарь, что забрали его по распоряжению самого Люцифера, и приуныл. Но разве зря наделён он разумом? Думал он, думал и наконец придумал. Обмакнул перо в чернильницу и написал на листе бумаги следующее: Всевышний Бог — владыке подземного царства Люциферу. Дошли до меня слухи, о Lucifer, что ты хочешь заполучить в свои владения живого человека. Видно, забыл ты, что тебе положено забирать только мёртвых? Чтобы напомнить тебе об этом, решил я принять образ живого человека и самолично предстать пред тобою. Так и быть, не стану отчитывать тебя при твоих подданных, потому и написал это послание. Однако прощения не жди и, как только увидишь меня, немедленно отправляйся за решением своей судьбы ко мне на небеса. Я сам позабочусь о твоём царстве до нашей встречи. Смотри по дороге не проболтайся никому, что я был под землёй. Пока всё! ~ • 𑁍 • ~ Между тем добежали прислужники до преисподней и поставили кровать с писарем перед Люцифером. Не теряя времени, вскочил писарь на ноги и вручил владыке мёртвых своё письмо. Прочёл его Lucifer и тут же приказал всем выйти, а когда удалились прислужники, спустился с трона и склонил перед писарем голову. — Что же ты медлишь? Выполняй приказание! «Встретимся у меня на небесах!» —величественно произнёс человек. Кликнул Lucifer слуг, приказал им во всём подчиняться пришельцу с земли и поспешил во владения Бога. Писарь тотчас повелел 😂 внедрить критерии для оценки степени наказаний грешников и связанные с этим адские пытки. Через некоторое время добрался Lucifer до небесной обители, предстал перед всевышним. Увидел Бог владыку подземного царства и воскликнул: — С какими новостями ты пожаловал ко мне? Уж не случилась ли беда в твоих владениях? — О великий бог! — удивился Lucifer.- Ты же сам повелел мне явиться сюда. Как видишь, я исполнил твою волю. Я знаю, велика моя вина, и всё-таки прошу тебя, о всевышний, смени гнев на милость! С этими словами Lucifer склонился. Но всевышний только удивлённо посмотрел. И только когда владыка преисподней рассказал обо всём, что с ним приключилось, Бог наконец понял причину его визита и рассмеялся. — Ну и поделом тебе, Lucifer. Возвращайся домой и с уважением проводи живого человека обратно на землю, где ему и подобает находиться еще долгое время. ~ • 𑁍 • ~
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Скитальцы Толкина – это последние рыцари Арнора, немногочисленные остатки Рода Королей из-за Моря, то есть нуменорцев, Высокого народа. И, как и в нартском эпосе, о проходе по Пути Мертвых Арагорну напоминает пророчество провидца. ☟ Появление на Британских островах мотива, связанного с Алдаром, чудесным образом перекликается с эпизодом Артуровского эпоса, а именно Король-Рыбак. Хазары в VII веке передавали титул аланского правителя Киммерийского Боспора как balgitzi, то есть ‘рыбак’, что в точности соответствует значению нартского Kæftysær. Появление у Короля-Рыболова Грааля совпадает с наличием у черноморского правителя в версиях нартовского эпоса особого котла. ☟ Согласно одной из версий Артурианы, Король-Рыбак выступает дедом по материнской линии Персиваля. Именно этот герой изначально считался избранным Граалем витязем. Нартский же Крым-Солтан получает от небожителя Уацилла среди военных даров шапку-невидимку. А предоставление нартам несметного войска, выходящего из его замка, могилы или Черной скалы, напоминает о том, что Король-Рыбак имел «великую храбрость». Это не единственная параллель между творчеством Толкина и нартским эпосом. Еще интересная версия о соответствии хоббитов одному из вариантов сказания о женитьбе Хамыца, где встреченного им малорослого охотника из водного народа донбеттыров зовут Гоба. ☟ У Толкина часть хоббитов любит обитать в долинах рек. Еще соответствие – Кольцо Всевластия, которое представляет собой своеобразную германо-иранскую мифологему. В частности, считалось, что древний бог Вотан (Один) правил девятью мирами Колец и владел девятым Кольцом (Единым), дававшим право властвовать над восемью остальными. Магическое кольцо Демона, с помощью которого можно построить замок, известно в нартовском эпосе. 💍У ираноязычных народов, к которым относились и скифы, были широко распространены представления о символике кольца или перстня как воплощения власти царя. В «Шах-наме» Фирдоуси неоднократно сопоставляются вместе такие царские инсигнии, как перстень, венец, престол, пояс владык. В источниках Сулайман (царь Соломон) «потерял царство потому, что он испортил свой перстень». Передают рассказ о том, что Искандар Румский (Александр Македонский) видел сон, в котором «весь мир был как один перстень и наделся на его палец. ☟ Еще следует вспомнить, что и в авестийской (иранской) мифологии души умерших (fravaši) понимаются как войско мертвых, которое принимает участие в битвах живых, причем поздние источники описывают их в виде конных всадников. Упоминается также некое знамя (uzgərəptō.drafša), соответствующее знамени Арагорна. Есть и другие сходные мотивы. Так, некогда предводители Последнего Союза бросили вызов самому властелину Мордора, и Саурон вынужден был принять его. Он покинул свою твердыню и лично вступил в битву. Однако его сила, умноженная Кольцом Всевластья, намного превосходила силы его противников. Гил-Галад и Элендил пали в схватке, при этом меч Элендила Нарсил сломался. Но Исилдур подхватил выпавший из руки отца сломанный меч и обломком клинка сумел нанести удар по руке Тёмного властелина, отрубив как раз тот палец, на котором было надето Кольцо. Это привело к разрушению телесной оболочки Саурона, поддерживаемой лишь магией Кольца. Владыка Мордора пал. Его дух бежал прочь и долго с тех пор вынужден был скрываться в пустынных местах, ожидая возможности вновь принять зримый облик. Точно так же Батраз убивает Сайнаг-алдара, убийцу его отца Хамыца, ущербным отцовским мечом.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Однако умершие изменники, нарушившие данное слово из трусости, не обретают покоя даже в могиле до тех пор, пока не искупят своей вины, и именно этот мотив воплотился в эпопее. А вот для вашего внимания трактовка осетинского нартовского эпоса, которая содержат яркую параллель к образу войска мертвецов. •~• Имеется в виду малый цикл о вражде родов Ахсартаггата и Бората. Вначале последние побеждали, но затем почти истреблённые Ахсартаггата обращаются за помощью к Кафтысару. В некоторых текстах описывается его воинство – обычное, хотя и многочисленное. Но его почему-то держат взаперти в башне или в замке, выпуская только тогда, когда оно понадобится. Если хочешь вести это войско, нельзя оглядываться, иначе оно больше за тобой не пойдёт (помните миф об Орфее?). В другом тексте оно находится за железными воротами в Чёрной скале, и его можно вызвать, обращаясь к этим воротам по-хатиагски, то есть на некоем священном тайном языке, и они будут выходить из-за этих ворот до тех пор, пока будешь идти, причём не оглядываясь. •~• Наконец, ещё в одном тексте прямо говорится о том, что перед нами, собственно, воинство мертвецов. Страшный алдар изрекает Урызмагу следующее: «Завтра утром, кто из вас надеется на коня, тот пусть на коня сядет. Вон там, в степи, – одна могила, пусть [человек] ударит в ее дверь ногой, и, когда [она] отворится, пусть он ускачет и не смотрит назад, – и люди будут». •~• Имя алдара толковали как ‘Владыка пролива, вождь рыб’, и, возможно, он продолжает в фольклорной мифологии воспоминания о могучих и пышных царях Боспора, которые во время скифов правили по обе стороны Керченского пролива. Живая рыба приносилась в жертву мертвым, а в некоторых сказаниях Кафтисар предстает в качестве хозяина (загробного) царства. В нартском сказании, когда Хуандон-алдар, не колеблясь, соглашается удовлетворить желание гостей и открывает запруду своего неисчерпаемого водоема людей, он это делает потому, что Ахсартагката только что продемонстрировали исключительное умение обращаться с лошадью, мечом и луком – тремя орудиями воина. По одним вариантам, он делает это из боязни, по другим, – видимо, потому что ценит доблесть, но результат один: ввиду своей принадлежности к роду, наделенному воинской силой, Ахсартагката обречены на «малочисленность»; зато они могут вершить такие дела, которые побуждают Хуандон-алдара дать им «количество»
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Ф. Кардини в анализе скифо-сарматских корней европ. рыцарства обратил внимание, что в легендах средневековой Европы дружба продолжается и за гробом. Друг восстает из гроба для исполнения договора, и мертвые идут бок о бок с живыми в сражении. Это распространенный фольклорный мотив. В одном из документов, относящихся ко времени крестовых походов, подчеркивается, что при взятии Иерусалима в 1099 году вместе с живыми на штурм шли и все те, кто погиб в пути. В такой дружбе нет места предательству. Однажды ставший братом останется им навсегда. Даже вероломство, даже смерть одного из побратимов не в силах расторгнуть узы договора. В одной из легенд Доломитских Альп рассказывается о дружиннике по имени Биди, чья вероломная измена повлекла за собой смерть друга. Тем не менее, когда Биди попал в беду, столкнувшись с великаном, он внезапно увидел вооруженного с ног до головы воина. Стоя на лесной опушке, грозил он обнаженным мечом великану. Биди все понял: на помощь пришел к нему тот, чьи кости тлеют в могиле, – друг.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Арагорн спешился и, встав возле камня, вскричал: – Клятвопреступники! Зачем вы пришли? И в ночи послышался одинокий глухой голос, ответивший словно издалека: – Исполнить клятву и обрести покой. Тогда Арагорн молвил: – Час настал. Мой путь лежит к Пеларгиру на Андуине. Когда во всех этих землях не останется ни следа слуг Саурона, я сочту старую клятву исполненной и отпущу вас с миром. Я – Элессар, наследник Исилдура и Король Гондора, повелеваю – следуйте за мной! По его знаку Хальбарад развернул знамя, до тех пор скрытое в чехле. Во мраке было не разглядеть символов, вышитых на нем, и полотнище казалось черным. Еще более полная тишина легла на холмы. Ни шороха, ни шепота, ни вздоха не было слышно в стылом воздухе. До рассвета никто из отряда не сомкнул глаз. Удушливый страх, исходивший от теней, окруживших холмы, клубился над камнем Эреха».
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    « ༄ » По совету Элронда и по пророчеству древнего провидца Арагорн решает рискнуть собрать армию мертвецов под Двиморбергом – «Горой призраков» – и отправится по берегу Андуина, дабы перехватить подмогу Саурона до того, как она достигнет Минас Тирита. «Арагорн долго смотрел на останки, словно силился по ним прочесть драму, разыгравшуюся здесь когда-то. Потом он встал. – Арагорн тряхнул головой, повернулся к шепчущей позади тишине и крикнул: – Я не затем пришел сюда! Храните и дальше ваши сокровища, упрятанные в Ненавистные Годы! Мне нужна только быстрота. Освободите путь и следуйте за мной! Я созываю вас к Камню Эреха! Тишина, ответившая ему, была еще ужаснее прежнего шепота. Потом налетел порыв холодного ветра; факелы затрепетали и погасли, зажечь их снова не удалось. ...Леголас обернулся на скаку, всматриваясь во что-то позади. – Мертвые следуют за нами, – спокойно промолвил он. – Я вижу силуэты людей на конях, бледные стяги, как клочья тумана, и лес призрачных копий. Мертвые следуют за нами. – Да, Мертвые скачут позади, – подтвердил Элладан. – Они вняли призыву....». Бессонными Мертвыми стали горцы, давшие в давние времена присягу верности королю Исилдуру, предку Арагорна, но отказавшиеся держать слово из-за страха перед Сауроном. Исилдур проклял спрятавшихся в горах вероломных союзников вместе с их последним вождем и этим проклятьем отнял у них покой даже после смерти. Возвратить покой могло лишь исполнение присяги в конце бесчисленных дней долгой войны, когда мертвых клятвопреступников позовут вновь. « ༄ » «...Отряд промчался по горным лугам, проскакал через мост над стремниной и начал спускаться в долину. По мере их приближенья паника охватывала селение. Двери домов захлопывались, люди бросали работу и, крича от страха, разбегались, как лани от охотников. Раздался крик, который сразу же подхватило множество голосов: «Король Мертвых! Король Мертвых идет!» (отсыл к Дикой охоте ? ) Заполошно звонили колокола, все живое бежало перед отрядом Арагорна. Но всадники стремительно пронеслись мимо и еще до полуночи, во мраке, который был непроглядней подгорного, достигли Холма Эреха. Ужас, рожденный призрачным воинством, словно саван, накрыл все вокруг. На вершине холма чернел большой камень, круглый, в человеческий рост высотой, наполовину вросший в землю. Странным и нездешним выглядел он. Многие верили, что когда-то он упал с неба, но те, кто не забыл преданья Заокраинного Запада, говорили, что его принес и установил здесь славный Исилдур. Родиной камня был Нуменор. Как бы там ни было, но к камню подходить боялись. Люди верили, что здесь встречаются тени мертвых. Тогда над холмом можно слышать странный неумолчный шепот. « ༄ » Отряд остановился на вершине холма. Элрохир передал Арагорну тяжелый, отделанный серебром рог. Арагорн громко протрубил в него и прислушался. Следопытам показалось, что где-то далеко прозвучали ответные рога, а может, это было только эхо. Хотя над холмами нависла тягостная тишина, все были уверены, что вокруг собралось огромное незримое воинство. Холодный ветер, словно дыхание призраков, подул с гор.
  • Реклама

  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Как мы видим из предыдущих постов, посвященных метафизике мостов, можно использовать понятие моста или Пути в иносказательном смысле, как означающее переход между мирами: миром живых и миром мертвых. В связи с тем, что в сети активно обсуждается трейлер сериала от Амазон по мотивам творчества Толкина, хотел бы высказаться на тему возможной сюжетной линии. Но безотносительно споров о том, что соответствует творчеству профа, а что нет. Итак, возвращаясь к переходу между мирами: во Властелине Колец есть загадочный эпизод с проходом по-другому (иному) пути, по которому Арагорн прошел из Рохана в Гондор. Кроме того, что это весьма вероятно одна из сюжетных линий сериала, это еще и очень интересный отсыл к мифологии, коими так изобилует мир, сотворенный Толкиным. •~• На эту тему сегодня очень интересно от М.Ю.Рахно и Ф.Кардини, читать 10 мин с иллюстрациями Алана Ли. По ссылке песнь гномов в исполнении Geoff Castellucci https://youtu.be/Erkv1-_xR7U
    FAR OVER THE MISTY MOUNTAINS COLD | Low Bass Singer Cover

    "Far Over the Misty Mountains Cold, to dungeons deep and caverns old, we must away 'ere break of day..." Thanks for requesting this amazing song from The Hobbit, I hope you enjoy this somewhat lower version of it. Thanks for watching! ***NOTE TO SPOTIFY LISTENERS:THE AUDIO IS NOW FIXED ON SPOTIFY! 🎉 😃 PATREON: https://www.patreon.com/geoffcastellucci 🍎 Listen on https://apple.co/38YdpSb 🎧 Listen on https://spoti.fi/2VpMvOr 🎵 Grab Sheet Music Here: https://bit.ly/3dDcxo5 🎤 Karaoke Version: https://www.geoffcastellucci.com/store 👇You can also find me here if you'd like👇 https://www.geoffcastellucci.com/ https://www.patreon.com/geoffcastellucci https://www.instagram.com/geophr3y/ https://www.tiktok.com/@geophr3y https://www.facebook.com/geophr3y https://twitter.com/geophr3y https://www.thevoiceplay.com/ https://spoti.fi/2VpMvOr https://apple.co/38YdpSb RELEVANT HASHTAGS #TheHobbit #Bass #MistyMountains "Far Over The Misty Mountains Cold" Credits: "Far Over The Misty Mountains Cold" was written by J.R.R Tolkien and the melody originally appeared in the film "The Hobbit:An Unexpected Journey". Both are great, but I HIGHLY recommend the book. 📖 Arranged, produced, filmed, performed, and edited by Geoff Castellucci Audio Mix by Ed Boyer Makeup and hair by Rick Underwood Set Design and Lighting by Pattycake Productions Costuming by Penguin Point Productions Production Manager Kathy Castellucci Filmed at Pattycake Productions Studios (Studio B) - https://www.instagram.com/pattycakestudiospace/ Thank you to all of my super awesome patrons for joining me on THIS unexpected journey and thank YOU for watching!

    YouTube
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    В Бретани люди знали, что на земле они не одни. Высокие камни, установленные кругами или рядами безымянными древними, охраняли места, наполненные тайнами. На островах, окутанных морскими туманами, повозка Анку – это имя бретонцы дали посланцу смерти – тяжело громыхала ночами по гатям и мощенным дорогам, перевозя свой невидимый груз. На бесплодных равнинах, на поросших вереском торфянниках, в лесистых, удаленных от побережья местах Аргоута бродили духи и привидения, стремясь завершить на земле неоконченные дела внезапно умерших людей. ☟ Грань между миров света и миров теней трудно отыскать, но, как ни странно, можно пересечь. Поговаривали, что только человек, осужденный судьбой на преждевременную смерть, мог видеть за год и один день до своей кончины тех, кто покинул мир прежде него. Но разговоры между умершими и живущими были либо запрещены, либо содержание их было неизвестно. Духи умерших часто заговаривали с теми, чьи сердца еще бились, чтобы поведать какую-нибудь скорбную историю или использовать их в своих целях. 💀 Похоронная процессия покидала кладбище, но на этом родственные или дружеские отношения между живыми и умершими не заканчивались. В кухнях домов, которые посетила Анку, всегда стояли наготове крынка молока и блюдо блинов – угощение для тоскующей души умершего. Долги подлежали оплате, а обещания, данные перед смертью, оставались в силе и после нее. Нарушившие клятву должны были быть готовы понести наказание. Как напоминание о возможных страданиях немало легенд передавалось потомкам.
  • Калевала | Эпосы | Мифы | Былины

    Жил был тролль. Да, жил он под Ручейным мостом, переброшенным через низину, по которой тек Полый ручей. Он был невысоким, некрасивым парнем, но был очень силен. Его волосы были прямыми, рыжими и торчали, как швабра. Его кожа была очень морщинистой, и на ощупь напоминала наждачную бумагу. Его одежда всегда была грязной, и плохо пахла. Звали этого тролля – Снидли. Однажды, Снидли спал, но что-то разбудило его. Кто-то шел! Это был молодой парень и маленькая девочка в коляске. Каждый раз, когда кто-то пытался пересечь мост, Снидли выскакивал наверх, скрещивал руки и требовал одну монету. — Вы не можете пересечь мой мост, не дав мне сперва монету, — сказал Снидли, с угрюмой миной на лице. — Если вы не заплатите, я сброшу вас с моста. Парень и девочка в коляске были так напуганы, что едва могли говорить. — Хорошо, мы заплатим, — сказал парень. — Мы должны скорее вернуться домой, пока не началась буря, — сказал он к девочке. Снидли пропустил их, и помахал рукой вслед, когда они перешли через мост и пропали из виду. На самом деле, монеты не нужны были Снидли, ему просто нравилось смотреть, как люди платят ему. Он вернулся под мост и услышал, что поднялся сильный ветер, потом пошел дождь. Дождь лил все сильнее и сильнее. Снидли начал беспокоиться, потому что вода начала подниматься в ручье. Он был сильным хулиганом, но совершенно не умел плавать. Все выше и выше поднималась вода. Снидли даже вспотел от волнения. Ему надо было срочно что-то делать, и делать быстро, иначе ручей, превратившийся в бурную речушку, грозил смыть его. Снидли выбрался из-под моста и подошел к высокому раскидистому дереву, рядом с ручьем. Он полагал, что если он поднимется достаточно высоко, то ему не придется беспокоиться о воде. Как только он начал подниматься, то услышал: — Стоп, ты не можешь подняться на это дерево, не заплативши мне пять монет. Это был горилла Чанки. Чанки был хорошей гориллой, но ему надоело, что Снидли доставляет столько проблем людям, пересекающим мост. — Но у меня есть только четыре монеты, — сказал Снидли. — Что ж… Я думаю, тебе придется тогда поплавать, — сказал Чанки. — Я не умею плавать! — начал канючить Снидли. – Я обязательно утону! — Вот беда, ладно. Ты можешь сохранить свои деньги, — сказал Чанки. — Я скажу тебе, что мы будем делать дальше, — продолжил Чанки. — Если ты согласишься не брать больше денег с людей на мосту, я не только позволю тебе подняться на мое дерево, но ты можешь даже прийти ко мне в гости домой, и поужинать со мной — я как раз готовился сесть ужинать. — Это дело, согласен, — сказал Снидли. Они сели, съели ужин, и стали очень хорошими друзьями. С этого дня, Снидли стал известен как хороший тролль, который живет под мостом. Всякий раз, когда кто-то спускается в низину, чтобы пересечь по мосту Полый ручей, Снидли выходит и говорит с ними, пока они идут по мосту. Иногда он даже продает прохожим напитки и еду из маленького магазинчика, который он открыл рядом с мостом. Джеффри Смит.