И вот, наконец, спустя годы, подписали документы.
Сделали кассу слева от входа.
Поставили проверяющих и заборчики.
Бедный турист бредет по жаре - у нас сейчас температура к 11 утра уже за +30 градусов - и становится в очень медленно двигающуюся очередь в единственную кассу.
Покупает там билетик и возвращается обратно, чтобы встать в очередь покороче, уже на вход внутрь.
Сегодня это все занимало, на глаз, ок 30-40 минут.
А как же покупка через интернет? - спросите вы
Кредитные карты, оплата одним касанием, приложения?
И тут я расхохочусь адским хохотом, а за моей спиной восстанет в клубах серы официальный сайт музеев Италии.
Во-первых, вы еще попробуйте найти на официальном сайте Пантеона ссылку на покупку билетов.
Её там просто нет 🙂.
Во-вторых, даже если вы найдете сайт museiitaliani.it, вам придется на нем для начала зарегистрироваться.
И только потом, введя адрес электронной почты, вы сможете купить билеты.
В общем, оплакиваю я былые времена, когда в Пантеон можно было просто так зайти и выйти, гуляя по городу.
Да, для жителей Рима - вход бесплатный.
Но бесплатный билет все же придется заказать на том самом сайте или взять в кассе.
C 4 июля 2023 года вход в римский Пантеон стал платным.
В общем, о платном входе в Пантеон говорили давно - последние лет семь или восемь. В общем, если в город приезжают 70 миллионов туристов ежегодно, то билет по 3 евро принесет минимум 140 млн (минус те кто не пошел, дети и прочие бесплатные категории). А если билет сделать по 5 евро - так это вообще ок 250-280 миллионов в год.
Кто же откажется от таких сумм?
И в этом году в храм Венеры и Рима возвращаются бесплатные кинопоказы - с отличным звуком и потрясающим видом на Колизей.
Начало сеансов в 8.30.
Полный список фильмов - здесь
https://colosseo.it/evento/quo-vadis-2023/
La seconda edizione di “Quo vadis? Al cinema nel cuore di Roma”, promossa da CSC – Cineteca Nazionale e Parco archeologico del Colosseo, propone quest’anno, ancora una volta nel tempio di Venere e Roma, un autentico giro del mondo tra film e città
В своих римских дневниках Ханс Кристиан Андерсен описывает, как он с компанией бельгийцев то и дело выбирается за город, чтобы посетить соседние городки - Альбано, Фраскати и тд.
Сейчас туда можно сгонять на 5 часов, а вот в 1833 году такая поездка занимает минимум два дня, с обязательной ночевкой - пока доберешься, пока посмотришь окрестности, в Рим уже обратно не успеть.
И вот они все время в этих городках арендуют ослов, верхом на них карабкаются по холмам, ездят к руинам Тускула или в монастыри.
То есть ослики - это такие скутеры античности, типа стареньких весп, которые до сих пор можно арендовать с этими же целями за тридцатку в день.
Одно только я не могу развидеть: у веспы хотя бы есть подножки. У осликов подножек нет.
А рост Ханса Кристиана - 1,85 м.
Количество сумасшедших, которые притягивает собор Св. Петра, конечно, растет год от года. Это не первый случай обнажения в соборе - в нем бегал голым очередной турист буквально лет шесть назад. Голые активистки Фемен, выкрадывающие куклу младенца Иисуса из ясель на Рождество тоже никого не удивляют.
Самыми разрушительными, конечно были нападение на Пьету Микеланджело - сумасшедший, напавший на нее с молотком, успел ее ощутимо повредить в 1972 году.
Уже а моей памяти, в начале нулевых один из посетителей пронес в собор пистолет и застрелился у центрального алтаря, после чего появился досмотр с воротцами на площади.
В 2012 году мужчина поднялся на купол, перелез через ограждение и сидел там почти весь день на карнизе, угрожая самоубийством, еле его оттуда сняли.
В общем, всякое бывает, но вот в ботинках на центральный алтарь - лучше не лезть. Хотя этот бедолага был и не из худших.
А вот вчера под закрытие базилики Св. Петра мужчина 34х лет залез с ногами на центральный алтарь собора - тот, что под балдахином Бернини, разделся догола и демонстрировал надпись на спине «Save children of Ukraina»
Тоже был быстренько снят, (не сопротивлялся, не кричал) одет и отведен в жандармерию. Оказался россиянином с польским паспортом и в острой депрессивной стадии с суицидальным оттенком. Был передан итальянской полиции.
В общем, надеюсь, его вылечат или хотя бы выведут из острого состояния.
Алтарю ничего не будет, а вот за дорогие позолоченные гигантские старинные подсвечники, которые там стояли, можно было бы переживать, если бы все пошло иначе.
Неизвестная машина на большой скорости ворвалась в эти ворота, практически протаранив патруль швейцарской гвардии и жандармов. Они начали стрелять по колесам - и не попали. Машина проехала еще пару десятков метров и очутилась во дворике Апостольского дворца, где были покои бывших пап (Франциск живет не там).
Вышедший из машины мужчина 45 лет заявил, что ему немедленно нужно поговорить с папой и гвардейцы достаточно быстро сообразили, что перед ними человек в острой стадии психоза. Газеты формулируют аккуратно "к нему применили обязательные санитарные действия" - то есть просто, видимо, повалили и завязали в смирительную рубашку, после чего отправили в психиатрическое отделение ближайшего госпиталя.
А в Ватикане в эти дни совсем неспокойно:
18 мая, в четверг, поздно вечером в одни из ворот Ватикана на большой скорости ворвалась неизвестная машина, едва их не протаранив.
Ворота эти (porta di Sant'Anna) - рабочие ворота Ватикана, которые всегда открыты. Они находятся неподалеку от площади Св. Петра и именно через них все, кто работает в Ватикане, каждый день туда-сюда и ездят.
Там светофор и наряд швейцарских гвардейцев, которые проверяют документы.
Люди всегда стараются имитировать дорогой материал за счет дешевого: этруски делают из глины кувшины, которые кажутся бронзовыми, в Средневековье дерево покрывают позолотой, создавая эффект литья, а мы умеем делать ламинат под норвежский дуб, искуственные меха и бриллианты.
В античном Риме дорогие и редкие сорта мрамора - важный показатель социального статуса и дохода, если речь идет о частном доме и размера инвестиций - если об общественном здании.
Поэтому немудрено, что дорогие сорта мрамора создают искусственно:)
Знаете, невозможно привыкнуть
Нам пару лет назад проводил семинар один из реставраторов Сикстинской капеллы, который провел там 11 лет. Каждый день. Рабочее место же.
«Невозможно привыкнуть» - ответил он на вопрос из зала.
Луч солнца бежит среди обломков колонн и исчезает вдали.
Август в своих изображениях всегда одинаковый, ему всегда 32-35 лет. Мы не знаем, как он выглядел в 21 (а могли бы, у него уже была власть) - ни как в 40, 60 или 70 лет.
Со своей иконографией он проделывает одну очень интересную вещь - он останавливает время, не как человек, а как бог.
Простой пример - возьмите свой любимый сериал, например "Друзья". Сначала герои - ровесники или могут быть даже старше. Потом вы уравниваетесь в возрасте. Потом ты своих любимых героев перерастаешь - и вот тебе уже 50 или 60, морщины и боль в колене - а на тебя с экрана смотрит молодой Чендлер. Совершенно такой же, каким он был, когда тебе было 18, а ему 22 и он казался старше.
Так же происходит и со статуей Венеры - ты помнишь, как в детстве ходил в ее святилище и она казалась очень взрослой, потом вы сравнялись, потом ты постарела, а она стала напоминать тебе сначала дочку, а потом внучку.
Неизменность статуй богов, к которым привязаны воспоминания всей жизни. Ты меняешься - но они всегда прежние. Всегда молодые и прекрасные. Всегда одинаковые.
Одинаковость - признак божественной природы.
И Август совершенно сознательно использует этот эффект (каждый раз, когда понимаю про него какую то тщательно рассчитанную деталь, ужасаюсь тому, каким персонажем он был)
Забавно, что ни в одной из многочисленных книг- биографий Августа и ни в одной из статей о пропаганде Августа не встречала этой мысли, как виньетки к иконографии.
Тот, кто убивал взрослых и детей, взрывал церкви и музеи, не может находиться среди нас. Мы ему этого не позволим. Мы его будем искать и рано или поздно найдем. Он предстанет перед законом, потому что справедливость - это то, что мы делаем сами.
Знаете, тут даже дело не в том, что арестовали одного из главных мафиози острова и Козы Костры. Хотя и это важно - он был последним из ключевых фигур террора в начале 90х годов. И его арест - знаковый для всей истории последнего века сицилийский мафии.
Для меня тут дело в том, что правосудие - дело не Бога, а исключительно человеческих рук. Человеческого упрямства. Веры в закон. Веры в справедливость.