Обложка канала

Русская Семёрка

3236 @semjorka

Авторский блог редакторов крупнейшего исторического СМИ.

  • Русская Семёрка

    Юрий Алексеевич Гагарин во время утренней зарядки на спортивной площадке Звездного городка.Лето 1961 г.
  • Русская Семёрка

    Почему чукчи называли своих детей неприличными именами Среди имен, которые чукчи дают своим детям, довольно часто встречаются такие, которые в переводе на русский язык звучат неприлично. Чукотский писатель Юрий Рытхэу рассказал о людях с неприличными именами в своем автобиографическом произведении «Дорожный лексикон». Отдельные главы этой книги были опубликованы в питерском журнале «Звезда» (№ 4 за 2009 г.). Автор отметил, что жители заполярной тундры всегда давали своим детям самые разные имена. Среди них встречались как благозвучные, так и вызывающие недоумение. Например, в Чаунской тундре благополучно проживал уважаемый оленевод по имени Выргыргылеле, чье имя можно деликатно перевести на русский язык как «Гремящий детородный орган». Сам чукотский писатель назвал его «Гремящий х...». Это имя, кстати, помешало своему носителю сделать карьеру. Оленевода выдвинули было в областной Совет, но затем его кандидатуру вычеркнули из списка для голосования. А все потому, что советские начальники узнали, как с чукотского языка переводится Выргыргылеле. Вообще, на Крайнем Севере среди мужских имен не так уж и редко встречается обозначение полового члена. «Так, в педучилище со мной учился парень с ласковым именем Лелекай – Маленький х.., в Энемеленском совхозе в свое время был широко известен китобой Алелекэ – Бесх..вый. Мне был известен некий Лелетке – Аромат х...», – написал Ю.С. Рытхэу. При этом сами чукчи не видели ничего неприличного в подобных именах. Они относились к половому члену как к любому другому органу, не умаляя и не преувеличивая его значения. Поэтому сына могли назвать и Лылекэй (Глазок, Маленький глаз), и Лелекай. Кстати, ни единого упоминания женских половых органов в именах представительниц прекрасного пола чукотский писатель никогда не слышал. Он предположил, что на это счет в его народе существует некое табу. Список чукотских имен, которые могут показаться неприличными представителям других народов, не ограничивается лишь частями тела. Например, исследователям известно имя Аляпэнрын (Бросающийся за дерьмом). Известный этнограф Владимир Тан-Богораз тоже обратил внимание на эту особенность чукотской антропонимики. Он написал о подобных именах во втором томе своей научной работы «Чукчи» (Ленинград, 1939 г.), который посвящен религиозным воззрениям жителей Крайнего Севера. Исследователь не поверил, что люди могут давать свои детям столь непристойные, по его мнению, имена. Он считал, что Rьg-ŋojŋьn (Волосатый задний проход) или Lolo (Детородный член) – это нечто вроде шутливых и ласковых прозвищ, полученных людьми от членов семьи и близких. В.Г. Тан-Богораз также упомянул и весьма обидные антропонимы, которые переводятся как «Ползающий на коленях» и «Совсем завравшийся». Действительно, в малозаселенной тундре, где все люди были знакомы друг с другом, имена людей чем-то напоминали прозвища. При этом традиционная чукотская антропонимика не знала ни отчеств, ни фамилий. Многие жители Крайнего Севера обзавелись ими только в советское время, после массовой паспортизации.
  • Русская Семёрка

    Зачем после свадьбы на Руси устраивали баню для свекрови С посещением бани на Руси были связаны многие традиции. В бане парились с дороги, рожали детей, обмывали покойников. Не последнюю роль играла баня и в свадебном обряде. Недаром жених еще до венчания дарил своей невесте не только гребешок и зеркальце, но и мыло, и банный веник. Дело в том, что накануне свадьбы для невесты устраивалась баня, которая смывала «девью волю» и «отлучала ее от родни». Во время ритуала невеста символически «умирала», причитая: «…умерла-де красна девушка, во той, во бане жаркой…». В доме жениха за несколько часов до венчания также устраивали баню. В Сибири жених и его друзья пили хмельное и палили из ружей. Впрочем, впоследствии баня жениха сохраняясь лишь в терминологии и атрибутике как отголосок древнего обычая, стала символической. «Парить жениха» с елкой и веником девушки ходили на девичнике. Жениха стегали веником и приговаривали: «Полотенцем утирайся, над нашей невестой не измывайся». На второй день после свадьбы молодожены тоже отправлялись в баню. А вот обряд, который можно назвать «баня для свекрови», проводился только через несколько дней. Подобная традиция бытовала среди русских и карелов. В назначенный час родственники свекрови приносили в баню веники и хвойные прутья. Присутствовавшие в бане замахивались прутами на свекровь, а молодуха бросалась на ее защиту, просила парить свекровь мягкими вениками и предлагала угощение. После мытья невестка преподносила матери своего мужа новую одежду и обувь и помогала ей нарядиться. Примечательно, что если невестка не приносила подарков, то баня отменялась. Поклонившись в ноги свекрови, новобрачная просила гостей похвалить ее новую родственницу. Все ахали: «Хороша!», кто-то затягивал песню. Под этот «аккомпанемент» новоиспеченная супруга провожала свекровь до дому. Таким образом именно в бане образовывались и скреплялись родственные узы. Не зря молодая защищала свекровь, когда ту собирались парить хвойными прутами.
  • Реклама

  • Русская Семёрка

    Москва. 1960-ые годы. Район нынешнего метро "Академическая".
  • Русская Семёрка

    «Голубцы»: почему на некоторых могилах стоят кресты с крышей До сих пор на русских кладбищах можно увидеть кресты, покрытые своеобразными крышами. На самом же деле во времена язычества подобные надгробные памятники не были редкостью. Голбецом или голубцом на Руси называли надгробные столбцы (иногда плоские доски), покрытые сверху небольшими крышами. По всей видимости, понятие «голбец» было неразрывно связано с такими понятиями, как «глубина», «яма», «могила» в конце концов. А так как голбец возле печи был когда-то еще и сакральным местом, его наименование перекочевало и на могильные столбцы. Исследователь русского зодчества и сын упомянутого выше лингвиста Лев Даль много лет занимался изучением «голубцов». По мнению Даля-младшего, эти памятники произошли от придорожных столбов, на которых в старину ставили емкости с останками умерших. В книге «Русская мемориальная скульптура» говорится, что после столбцы начали возводить на могилах предков, украшать их кровлями, разнообразной резьбой и даже разукрашивать. А на ресурсе «Энциклопедия «Всемирная история»» эксперты сообщают, что голубцы, скорее всего, являются усеченной традицией, согласно которой русские устанавливали на погостах своеобразные домики, закрывавшие могилы целиком. По свидетельству Льва Даля, мифическое начало «голубцов» стало поводом для того, чтобы официальная церковь запретила подобные надгробные памятники. Тем не менее, как сама традиция возведения таких своеобразных «избушек для мертвых», так и секреты мастерства по их изготовлению продолжали передаваться из поколения в поколение. Поэтому «голубцы» до сих пор сохранились на некоторых деревенских погостах. Особенное их множество и вычурность наблюдается на Севере России: в Карелии, Архангельской и Мурманской областях и т.п. Многие дошедшие до наших дней столбцы украшены киотами, шкафчиком или полочкой для икон. Как утверждают историки, своеобразным отголоском «голубцов» являются и кресты, покрытые 2-мя досками в форме крыши.
  • Русская Семёрка

    Какое предсказание старца Авеля пока не сбылось? Василий Васильев появился на свет в 1757 году в деревне под названием Акулово Московской области в семье обычного крестьянина. Впоследствии он стал монахом, сменил имя на Авель и прославился своими пророчествами, многие из которых сбылись. Еще при жизни монаха его пророческие слова, записанные им собственноручно, начали сбываться. Так во время правления Екатерины II Авель предсказал скорую кончину царицы. Авеля схватили и бросили в темницу. Через несколько месяцев Екатерина умерла. Взошедший на престол Павел I был так поражен этим совпадением, что смилостивился над Авелем и отправил в город Кострома. Будучи в ссылке, он описал незавидное будущее и самого Павла I. Авель утверждал, что тот будет задушен и прослывет сумасшедшим. За свои слова предсказатель был снова сослан на Соловецкие острова. За время ссылки монах написал о будущем вторжении Наполеона и о пожаре, который будет полыхать в Москве. Когда пророчества Авеля относительно Наполеона сбылись, новый правитель Александр I даровал монаху свободу. И тот ударился в странствия. Когда он вернулся на престоле уже сидел Николай I. Не желая больше выслушивать из уст обычного монаха неприятные для себя речи о том, что он, де, гибельное для Родины «семя», император сослал прорицателя в Суздальскую обитель. Оттуда предсказатель уже не вышел. Он отошел в мир иной в 1841 году. Описанные монахом события продолжили сбываться и после его смерти. Сбылась предсказанная монахом трагичная судьба Николая II, Первая Мировая война, а также нападение нацистской Германии. Однако монах предсказал также события, которые ещё не сбылись… Монах писал: «Кровь и слезы напоят сырую землю. Кровавые реки потекут. Брат на брата восстанет. И паки: огнь, меч, нашествие иноплеменников и враг внутренний власть безбожная, будет жид скорпионом бичевать землю русскую, грабить святыни её, закрывать церкви Божии, казнить лучших людей русских. Сие есть попущение Божие, гнев Господень за отречение России от своего Богопомазанника. А то ли еще будет! Ангел Господень изливает новые чаши бедствий, чтобы люди в разум пришли. Две войны одна горше другой будут. Новый Батый На Западе поднимет руку. Народ промеж огня и пламени. Но от лица земли не истребится, яко довлеет ему молитва умученного царя».
  • Русская Семёрка

    Как изначально должен был назваться Санкт-Петербург Отвоевав территорию на берегу Балтики у Шведов, российский император Петр Первый в 1703 году, вырвав два клочка дерна и сложив их крестом, объявил об основании на этом месте новой, северной столицы своей империи. Хотя легенда приписывает Петру желание назвать столицу в свою честь, историки не находят каких-либо фактических подтверждений этому. Скорее, он планировал увековечить в его названии славу своего покровителя - Апостола Петра. Изначально он думал дать ему название Петрополиса, по аналогии с греко-итальянскими названиями. Но оно не прижилось. Напоминание о нем - гравюра с наименованием. Причины отказа - слишком слабые связи с историей Древней Греции, где воспетый Сократом и Аристотелем Полис - город благоденствия народа существовал именно для этих целей. Конечно, Петр был бы не против воплотить ее в новой столице, но реалии были слишком суровы. Новый город был изначально прежде всего военным, и с этим приходилось считаться. Поэтому, посмотрев на западных соседей, было решено использовать популярное в то время и в тех местах окончание "бург". Сподвижники императора давали ему свои названия, однозначно решив, что основная миссия, слава города - в величии его основателя. Город Святого Петра - каждый на свой лад импровизировал слагаемыми, составляющими имени города - Сан, Санкт, Петер, бург, бурх. В сохранившихся письмах Петра того времени тоже нет однозначного наименования. Можно встретить многочисленные варианты - Петербурх, Санктъпетерсъбурк, Санктпетерзбурк. Поиски продолжались более 20 лет, и только после кончины императора город обрел официальное название - Санкт-Петербург.
  • Русская Семёрка

    Осина: почему это дерево боялись русские? Проклятое дерево Корни страха возникающего у наших предков при соприкосновении с осиной необходимо искать в библейских историях. Дело в том, что именно из осины был сделан крест, на котором распяли Иисуса Христа. Впоследствии Богородица так сильно рассердилась на это дерево, что прокляла его. По преданию, в качестве наказания она наделила осину «вечным страхом». Считается, что именно по этой причине ее листья постоянно дрожат на ветру, подобно человеку, которого обуял жуткий страх. Тем не менее, в традициях дохристианской Руси, осина также считалась деревом «неблагонадежным». По народным поверьям ведьмы варили колдовские зелья на костре, разожженном исключительно из осиновых поленьев. В свою очередь оборотню чтобы превратится из человека в волка, нужно было несколько раз перекувырнуться через осиновый пень. У Восточных славян существовало устойчивое поверье: там, где растет осина, день и ночь вьются черти. Не удивительно, что славяне старались не использовать осину в своих хозяйственных нуждах. Из нее не строили домов, не топили печь, и даже присесть отдохнуть под кроной этого дерева всегда считалось большим грехом. Магические обряды Чаще всего осина фигурирует в народных традициях славян в качестве подручного средства для проведения магических обрядов. Согласно народному преданию, для того, чтоб стать невидимым колдуну необходимо было несколько раз перепрыгнуть через пять вбитых в землю осиновых кольев. Чтобы сбить человека с пути, злоумышленнику необходимо было бросить перед ним осиновую ветку. Считается, что даже лешего славянские колдуны вызывали стоя на ветках высохшей осины. Впрочем, было бы несправедливо утверждать, что осина использовалась исключительно в темных целях. До наших дней сохранилось немало преданий, согласно которым осину можно было использовать на благо людям. В западных областях России осину использовали для того, чтобы наказать вора. Для этого ствол дерева расщепляли пополам и вкладывали туда вещь, до которой дотрагивался побывавший в доме грабитель. Считалось, что злоумышленника тут же начнет бить лихорадка, и он вернет украденное сам. С помощью специального ритуала с использованием этого дерева можно было опознать ведьму. Осиновый кол вбивали в землю, строгали с него щепки, которые тут же бросали в огонь. Славяне верили, что деревенская ведьма тут же явится и попросит не жечь ее. Если в деревне умирал человек, считавшийся колдуном, то его тело сжигали на костре из осиновых веток, чтобы он после смерти не преследовал селян. Ну и самым распространенным поверьем было вбить в грудь умершему колдуну, вампиру или самоубийце осиновый кол. Считалось, что дерево, на котором был распят Иисус Христос, не даст мертвецу подняться из могилы. Обереги Наряду с магическими ритуалами наши предки активно использовали осину и в качестве сильного оберега. Для защиты посевов от порчи колдуна, по краям поля втыкали осиновые колья. В том случае если от сглаза хотели защитить скотину, корове на рога привязывали осиновую бересту. Чтобы купленная лошадь долго служила своему хозяину, ее заставляли перешагнуть через осиновое полено, положенное в воротах дома. Самое интересное, что, несмотря на то, что дома на Руси никогда не строили из осины, в фундамент строения всегда втыкали осиновые колья. Считалось, что в этом случае дом будет надежно защищен от любой беды и простоит века.
  • Русская Семёрка

    Кого на Руси не хоронили на общем кладбище ⚰️ Утопленники В древности для любого русского утопление было страшной, противной естеству и даже в чем-то позорной смертью. Не имело большого значения то, сам ли человек утопился или с ним произошел несчастный случай. По мнению жителей Руси, все утопленники превращались после смерти в русалок, поэтому их нельзя было хоронить вместе с обычными покойниками. Русалки были беспокойными душами, имели обыкновение бродить ночами по берегам водоемов и пугать случайных прохожих. Такой бурной загробной жизнью они могли потревожить «добропорядочных» усопших, которые имели полное право обрести покой после смерти. Самоубийцы К суициду даже в древнейшие языческие времена относились крайне негативно. Самоубийцы совершали самое большое преступление против человеческих и божественных законов — отказывались от дара жизни. На Руси считали, что люди, наложившие на себя руки, не могли обрести покой после смерти, как и русалки. Во многих районах даже существовало поверье: если кто-то хоронил на общем кладбище самоубийцу или утопленника, всю деревню и прилегающие земли могла постичь большая беда. В старину таких мертвецов начинали выкапывать из могил, если случалось моровое поветрие (чума, холера) или страшный голод. Убитые разбойниками или умершие «наглой» смертью Если человека убивали в лесу разбойники или он погибал при невыясненных обстоятельствах где-то в пути, на улице, а не у себя дома, он тоже не мог быть погребен на общем кладбище. Преждевременная, насильственная или чем-то подозрительная смерть считалась наказанием за тяжкие грехи. Ее называли «наглой» и воспринимали как самое большое проклятие, которое только может постичь смертного. Преступники и казненные Воры, лесные разбойники, убийцы и казненные тоже не имели права лежать в земле рядом с «приличными» гражданами. Преступники считались отбросами общества. Самим своим присутствием на общем погосте они могли оскорбить память предков. Разбойников обычно просто закапывали где-нибудь в поле, лесу или на болоте. Все перечисленные категории людей относились к «отверженным» покойникам. Их хоронили в общих могилах, называвшихся убогими домами, или божедомками. Последние располагались далеко от общего кладбища и представляли собой огромные ямы, куда тела просто сваливали горой без соблюдения какого-либо обряда. В божедомках также хоронили убитых своими матерями новорожденных. В общих могилах находили последний приют и многочисленные жертвы эпидемий (мора) из-за опасности, которая исходила от их тел. Самоубийц и утопленников также нередко хоронили на перекрестках дорог или закладывали бревнами где-нибудь в лесной чаще. Из-за этой традиции таких покойников называли «заложными», то есть буквально заложенными бревнами. Считалось, что заложные усопшие пополняли ряды нечистой силы, превращаясь после смерти в беспокойных и опасных духов. Жители Руси считали, что нет ничего хуже и горше, чем умереть вот так, без покаяния и прощания со своей семьей, а затем быть обреченным на вечные скитания во тьме.
  • Русская Семёрка

    Рубиновые звезды на башнях Кремля: 3 удивительных факта Почему именно звезды? Почему символом советской власти стала именно пятиконечная звезда доподлинно неизвестно, но известно то, что лоббировал этот символ Лев Троцкий. Серьёзно увлекавшийся эзотерикой, он знал, что звезда, пентаграмма, обладает очень мощным энергетическим потенциалом и является одним из самых сильных символов. Звёзды - это хорошо, но крутящиеся звёзды - вдвойне хорошо. Следуя этому принципу в основание каждой звезды установили специальные подшипники. Благодаря этому, несмотря на значительный вес, звезды могли легко вращаться, поворачиваясь «лицом» к ветру. По расположению звезд, таким образом, можно судить о том, откуда ветер дует. Были ли звезды изначально рубиновыми? Кремлевские звёзды не всегда были рубиновыми. Первые звёзды, установленные в октябре 1935 года были из высоколегированной нержавеющей стали и красной меди. В середине каждой звезды, с обеих сторон, сверкали выложенные из драгоценных камней эмблемы серпа и молота. Драгоценные камни через год потускнели, да и звезды были слишком большими, и плохо вписывались в архитектурный ансамбль. В мае 1937 года было решено установить новые звезды - светящиеся, рубиновые. Тогда же к четырем башням со звездами прибавилась еще одна - Водовзводная. Рубиновое стекло было сварено на стекольном заводе в Константиновке, по рецепту московского стекловара Н. И. Курочкина. Нужно было сварить 500 квадратных метров рубинового стекла, для чего была придумана новая технология — «селеновый рубин». До этого для достижения нужного цвета в стекло добавляли золото; селен — это и дешевле, и цвет глубже. Как меняют лампочки на звездах? Кремлевские звёзды не только вертятся, но и светятся. Чтобы избегать перегрева и повреждения, через звезды пропускается около 600 кубометров воздуха в час. Звездам не грозит отключение электричества, поскольку их энергоснабжение производится автономно. Лампы для кремлевских звезд разработали на Московском электроламповом заводе. Мощность трех - на Спасской, Никольской и Троицкой башнях - 5000 ватт, и 3700 ватт - на Боровицкой и Водовзводной. В каждой смонтированы две нити накаливания, включенные параллельно. При перегорании одной лампа продолжает гореть, а на пульт управления поступает сигнал о неисправности. Для смены ламп к звезде не надо подниматься, лампа спускается вниз на специальной штанге прямо через подшипник. На всю процедуру требуется 30-35 минут. За всю историю звезды гасли два раза. Один раз - во время войны, второй - во время съемок «Сибирского цирюльника».
  • Русская Семёрка

    Алтайский стоунхендж: какие тайны он хранит Тысячи туристов посещают Чуйскую степь, чтобы увидеть Алтайский стоунхендж. Пять огромных валунов высотой до семи метров украшают петроглифы – рисунки времен пазырыкской культуры. Одна из глыб отличается от остальных размещенной на ней перекладиной, другая – выполнена в виде кресла-трона. Исследователи уверены, что это место древние шаманы использовали для проведения обрядов. При этом, вероятно, камни были специально доставлены из других мест, - сравнение их структуры показало, что материал не встречается в расположенных поблизости горах. По легенде, валуны были привезены древними скифами из местности, удаленной на 500 километров. Возраст Алтайского стоунхенджа предположительно датируется VIII-VI веками до н.э. Камни установлены в направлении сторон света и, по наблюдениям, имеют разнозаряженные электромагнитные поля. Туристы, рискнувшие встать в центр «каменной изгороди», рассказывали, что их «как будто затягивало в воронку».
  • Русская Семёрка

    3 неожиданных факта о ВДНХ Бункер Мало кто знает, но на территории ВВЦ до сих пор находится бункер. Расположен он прямо под домом дружбы народов. Его вместимость — 300 человек, в состоянии готовности в нём есть всё необходимое для автономного проживания в течение двух  суток, есть комнаты отдыха, комната для хранения провизии, комната фильтрации воздуха, а также кабинет для генерального секретаря.  До 1971 года в бункере регулярно пополнялись запасы воды и провизии. Сейчас бункер находится в ведении МЧС и приводится в состояние готовности за 6 часов. За всё время существования бункера, им так никто и не воспользовался по назначению. Интересно, что из бункера ведет подземный ход, который заканчивается под скульптурой Ленина, установленной перед павильоном. Именно поэтому скульптуру до сих пор не убрали. Золотые девушки Фонтан «Дружба народов», пожалуй, самый популярный объект ВВЦ.  Бронзовые девушки, покрытые позолотой, олицетворяют, конечно, союзные республики, но девушек на фонтане 16, а республик СССР было 15. Это несоответствие объясняется отпавшей Карело-Финской республикой. На фонтане это девушка с ёлочкой. Убирать девушку не стали, так как фонтан бы мог утратить работоспособность после демонтажа. Первоначально фонтан назывался  «Золотой сноп», поскольку был призван отражать тему изобилия социалистического сельского хозяйства. Однако название «Дружба народов», которое он получил буквально накануне открытия, все же больше отвечало содержанию. Интересно, что одеть девушек в золотой наряд было приказано самим Сталиным:  «Что ж у нас, на дев наших и золота не найдется?» Памятник-матрёшка На месте ракеты, установленной у павильона «Космос», до 1951 года  стояла огромная 25-метровая скульптура Сталина. Высота ракеты — 38 метров.  Памятник Сталину был установлен на том месте, где изначально планировалось поставить памятник Ленину. Он стал одним из символов и даже был запечатлен во всех трёх кинофильмах о ВСХВ: «Подкидыш», «Светлый путь» и «Свинарка и пастух». Из двух последних, правда, впоследствии, кадры были вырезаны. Любопытно, что изначально, когда готовили статую, был создан небольшой макет для утверждения. Уничтожить форму рука ни у кого не поднялась, поэтому маленькую скульптуру заложили во внутрь большой. Такая вот была матрёшка. После развенчания культа личности статуи были закопаны на территории ВДНХ.
  • Русская Семёрка

    Ноев ковчег находится на горе Арарат: так ли это 🏔 Наверное, это самая старая загадка Кавказа, ведь по Библии Ной причалил к горе Арарат, когда вода Всемирного потопа начала спадать. И получается, что все люди ведут происхождение от первых жителей Арарата. Много археологов мечтали исследовать гору, но власти Турции еще в 1974 году запретили обследовать склон, на котором лежит древний корабль. По свидетельству армянина Георгия Хагопяна ковчег, сделанный из крепкого дерева гофер, до сих пор находится на горе. Якобы в 1905 году Георгий, будучи восьмилетним ребенком, вместе дедушкой нашел ковчег и даже побывал внутри него. В 1939 году американский журнал «Новый Эдем» опубликовал воспоминания русского летчика Владимира Росковицкого, который видел ковчег с самолета в 1916 году. Более того, якобы русский царь даже снарядил на Арарат экспедицию, которая побывала в ковчеге, но все ее результаты и фотографии сгорели в огне революции. Последними видели ковчег Ноя китайцы: якобы в 2009 году они поднялись на гору, нашли ковчег во льдах, побывали в нем и даже взяли пробы, которые показали, что древесине 4800 лет. Ученые считают видео- и фотосъмеки китайцев фальшивкой. Но даже если это и так, то ковчег все равно должен находится где-то там, на вершине запретного Арарата.
  • Русская Семёрка

    Щекотка: как в древности её использовали для пыток У большинства людей щекотка ассоциируется со смехом. И в самом деле первой реакцией организма на щекотку является именно смех. Однако длительная щекотка может превратиться в настоящую пытку. Ученые считают, что щекотка играет очень важную роль в жизни животных. Реакция организма на внешние раздражители является неким сигналом опасности. Например, щекотка может предупредить нас о наличие на нашем теле насекомых, в том числе и ядовитых. По мнению специалистов, именно поэтому мы не почувствуем сильного возбуждения, если попытаемся пощекотать себя самостоятельно. Если щекотать человека длительное время, то щекотка станет невыносимой. Человек начнет испытывать спазмы, боль и другие неприятные ощущения. Некоторые ученые, как, например, американский психолог Дэвид Гартли, считают, что смех, вызванный щекоткой, не имеет ничего общего с весельем, а, скорее, является плачем, криком организма о помощи. Именно эти неприятные свойства щекотки люди с древности использовали в качестве пыток. Чаще всего просто водили пером в области подмышек, шеи, сосков или половых органов. А изобретательные римляне опускали ноги своей жертвы в солевой раствор, а потом соленые ступни давали облизать козе. В Индии для подобных пыток использовали насекомых. Небольших жуков помещали на соски подозреваемого и накрывали их ореховой скорлупой.
  • Русская Семёрка

    Воттоваара: загадки «русского Стоунхенджа» Воттоваару - гору в Карелии - называют «русским Стоунхенджем», который туристы-мистики уже прозвали «местом силы». Гора Воттоваара — наивысшая точка Западно-Карельской возвышенности — 417,1 метров. Расположена она в 350 километрах от Петрозаводска в Муезерском районе. Как переводится «воттоваара»? Если особо не утруждаться поисками, то первый перевод, который можно найти, это «лес, в который не стоит ходить». Несмотря на то, что этот перевод в корне неверен, он почему-то встречается чаще других. Видимо, из-за своей загадочности. На самом деле все не так мистично. Второй компонент слова Воттоваара, «ваара» с саамского переводится как «гора, поросшая лесом». Как переводится слово «вотто»? В Саамско-русском словаре под редакцией Р.Д. Куруч (Москва, ”Русский язык”, 1985) можно найти слова «вуадт» (берлога) и «вуотс» (песок), то есть слово «воттоваара» можно перевести как как «песчанная гора, поросшая лесом» или «гора, поросшая лесом с берлогой». Во многих статьях про Воттоваару, написанных как под копирку, сказано, что Воттоваару также называют Смерть-горой, что, конечно, придает Воттовааре всё той же загадочности, но такая ассоциация ошибочна. На самом деле это две разных горы. Смерть-гора, или Сопка смерти находится в пяти километрах на юго-восток от Воттоваары и её высота 264,9 метров. Эта возвышенность получила свое название из-за событий, происходивших на ней летом 1942 года, когда здесь погибло несколько сотен советских партизан и командир 1-ой партизанской бригады И.А. Григорьев. С 1950-х годов и до наших дней на этой горе и в её окрестностях продолжают находить тела погибших партизан. Воттоваара сегодня известна как «русский Стоунхендж». Такое название она получила из-за расположенных на горе сейдов - разнообразных сооружений из камней. Впервые о воттоваарских сейдах как об искусственных сооружениях заговорил в 1978—1979 годах краевед из посёлка Суккозеро Сергей Симонян. В начале 1990-х на горе провели обследования археологи М. М. Шахнович и И. С. Манюхин, которые сделали вывод об их культовом предназначении и принадлежности культуре древних саамов. Есть несколько версий появления сейдов. По одной из них, к такому расположению камней привело опускание ледника, по другой, причина в землетрясении, произошедшем здесь до нашей эры, однако, скорее всего, сейды имеют искусственное происхождение и имели у саамов культовое предназначение. Геологи предполагают, что около 9 тысяч лет назад на том месте, где стоит Воттоваара, произошло мощное землетрясение, в результате которого образовался гигантский провал. Из-за этого в центре горы возник естественный амфитеатр, усеянный озерками и скалами. Ещё одной достопримечательностью Воттоваары является так называемая «лестница в небо» - 13 ступеней, по поводу происхождения и назначения которых уже тоже придумана масса легенд, хотя геологи скептически считают, что лестница эта естественного происхождения и образована путем выветривания.
  • Реклама

  • Русская Семёрка

    Какое послание было скрыто в древнерусском алфавите? Лингвисты не раз отмечали акрофонический принцип построения древнерусского алфавита и даже видели в нем скрытое «послание к славянам». У каждой из букв кириллицы есть свое название, и если прочесть эти названия в порядке алфавита, получится: «Азъ буки веде. Глаголъ добро есте. Живите зело, земля, и, иже како люди, мыслите нашъ онъ покои. Рцы слово твердо – укъ фърътъ херъ. Цы, черве, шта ъра юсъ яти». Один из вариантов перевода этого текста таков: “Я знаю буквы: письмо это достояние. Трудитесь усердно, земляне, как подобает разумным людям – постигайте мироздание! Несите слово убеждённо: знание – дар Божий! Дерзайте, вникайте, чтобы сущего свет постичь!».
  • Русская Семёрка

    Какие тайны скрывает Жигулевская аномальная зона Россия – страна необъятных просторов и как следствие большого количества аномальных зон. Каждая из них знаменита по-своему. Жигулевская – одна из старейших аномальных зон, на ее территории, которой Волга делает крутую петлю, славится своими миражами. Чаще всего над поверхностью воды или отрогами Жигулевских гор, местные жители видят необычное явление великолепного небесного града – Мирного. Существует множество свидетельств, проявления этого видения со времен хождения по Волге Степана Разина до наших дней. Очевидцы утверждают, что город появляется как минимум раз в месяц и стоит над водами реки по несколько часов кряду. Вот как описывает появление города Мирного Н.А.Степной: «…встает на востоке над Волгой солнце, видны над рекой дворцы и стены Мирного города. И стоит он по-старому, и ждет, когда богатства его людям понадобятся... Мирный город - это и есть главный дворец княжны Волги. Здесь ее склады, разные помещения. А в них чего-чего она, княжна, не положила… Княжна бережет накопленное, охраняет…» Не случайно народная легенда связывает появление города Мирного с известным историческим персонажем Стенькой Разиным. По преданию, именно в этом месте знаменитый разбойник и душегуб утопил легендарную княжну. После этого трагического эпизода русской истории и стал появляться над рекой призрачный город. Появляется Мирный и в наши дни. Наиболее часто его видят туристы многочисленных круизных теплоходов, в изобилии бороздящих волжские просторы. Не менее популярным миражом Жигулевских гор является видение, так называемой Крепости пяти лун, проявляющейся после вечерней зари. Иногда, правда, можно услышать и иное название этого феномена - Крепость золотых черепашек. По описанию очевидцев в вечернем небе появляется изображение пяти круглых башен, которые своим внешним видом действительно сильно смахивают на больших черепах. Над каждой из башен в вечернем небе отлично различимы луны – у каждой своя. Объяснения возникновению миража загадочной крепости с висящими над ней пятью лунами одновременно найдено так и не было. Но самым неприятным для туристов из всех миражей Жигулей является появление в горах одиноко стоящей высокой башни зеленого цвета. Ее видят путешественники, отправляющиеся в горы на прогулку. Местные жители не советуют приближаться к загадочной башне, если ее лик появляется перед путником в горах. В противном случае, навстречу туристу из ворот башни выйдут девять карликов в черных балахонах и предскажут расплату за грехи, сотворенные путником в течение его жизни.
  • Русская Семёрка

    Храм Спаса на Крови: главные тайны Петербургский храм Спаса на Крови, или Воскресения Христова, любят расшифровывать: здесь и символы, и загадки, и легенды. Церковь эта была заложена 18 октября 1883 года на месте убийства Александра ІІ. Легенда о развале СССР Леса вокруг Спаса на Крови стояли так долго, что стали легендой Санкт-Петербурга, если не его достопримечательностью. И даже вошли в культуру: к примеру, Розенбаум в своей песне "Покажите мне Москву, москвичи..." поет о том, что мечтает снять леса со Спаса на Крови. В народе говорили, полушутя-полусерьезно, что как только уберут эти леса, рухнет весь Советский союз. Удивительно, но в 1991 году леса были разобраны, хотя к ним не прикасались десятилетиями. А в августе 1991 года произошли знаменитые события, положившие конец советской власти в России. Подводные кресты Спас-на-крови стоит прямо на канале Грибоедова. Для того, чтобы храм мог устоять, и воды канала не проникали под здание, здесь при укреплении грунта отказались от использования свай. Впервые в градостроительстве под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Для сооружения колокольни на набережной был сделан выступ на 8 метров. Этот канал, согласно легенде, сыграл немалую роль в восстановлении собора. Существует рассказ о том, как кресты Спаса на Крови "крестились" водой канала. Говорят, что чтобы спасти их от большевиков, в советское время жители Петербурга спрятали их... на его дно. А когда храм наконец-то стал реставрироваться, то один петербуржец, "случайный прохожий", рассказал команде реставраторов о том, где могут быть кресты, и указал место. Водолазы действительно нашли спрятанные святыни, и те вернулись на свои купола. Таинственная икона Правда это или нет, никому не известно, но в связи со Спасом на Крови постоянно говорят о таинственной иконе, находящейся в этом соборе, на которой якобы зашифрованы поворотные для истории России даты: 1917-й - год Октябрьской революции, 1941-й - год начала Великой Отечественной войны, 1953-й - год смерти Иосифа Сталина. Кроме этих дат, на удивительной иконе проступают еще какие-то, пока нечеткие и, возможно, относящиеся к будущему. Существует ли эта икона на самом деле или является выдумкой мистически настроенных граждан, мы не знаем, однако экскурсоводы храма любят рассказывать его посетителям эту историю.