Обложка канала

Клинический психоанализ

Психоанализ, психотерапия, психология, клиника и немного философии.

  • Клинический психоанализ

    "Когда психоанализ начинается, и аналитик, и пациент должны знать, что однажды он обязательно закончится. Но если психоанализ по-настоящему успешен, к пациенту приходит ощущение, что этот процесс бесконечен: просто ему открывается иная ценность этого движения к самому себе, которое может длиться очень долго…

    А для аналитика это новое ощущение пациента – первый показатель того, что спустя некоторое время тот сможет продолжать анализ сам. Он приобретает психоаналитическое «Я», становится психоаналитиком для самого себя".

    Андрей Россохин, психоаналитик

    #психоанализ
  • Клинический психоанализ

    Между сознательными и бессознательными переживаниями существует постоянный подвижный, осмотический взаимообмен, или постоянное «визуальное согласование », которое связано антагонистической солидарностью, тайной совместного понимания, интуицией общей судьбы, когда психика сталкивается с раздражителями внутренней и внешней реальности. Рассмотренное в этих терминах, бессознательное расположено не позади или не снизу сознания, а внутри него. Оно не только приближено к нему и скрыто от него, но и формирует его часть.

    Бессознательное, следовательно, является множеством процессов создания смыслов, расширяющихся вдоль градиента - от сенсорного – к символическому, в наиболее полном смысле этого слова, причем оно не дано с рождения, а развивается в первичных отношениях с объектом.

    Теория Биона – революционна. Она сфокусирована на понимании того, каким образом индивидуум становится неспособным соприкасаться с его эмоциональными переживаниями, а не на том – каким образом, он защищается против знания о них. Его теория описывает гипотетический внутренний аппарат, который мы должны иметь, чтобы управлять своими эмоциональными переживаниями, аппарат, который развивается всю жизнь, но регулярно проваливается в стремлении достичь совершенной надежности. Этот аппарат и называется – способность видеть сны или «dreamingworkalfa».

    Бионианская перспектива, особенно, как она представлена в работах современных пост - бионианцев – Ферро и Чивитарезе, предполагает, что цель терапевтической работы – повышение способности быть собой, а не увеличение знаний о себе. Это значит, что мы должны представить себе терапевтические отношения и работу аналитика в фундаментально новом измерении.

    В то время как вытесненное Бессознательное все еще существует, как базовое понимание психики, его позиция радикально сдвинулась. Вытесненное Бессознательное – это конечный концепт, который весьма отличается от Бионианского О, то есть бесконечной вселенной жизненного потенциала человека. Для Биона, вытесненный уровень Бессознательного содержит аспекты личности, которые она однажды переживала, перед тем, как отослать их в забвение. Вытесненное, не важно, насколько огромную психическую область оно занимает, контрастирует с бесконечной экспансией истины, которая остается не переживаемой и неосмысленной для личности.

    Работа Биона, посвященная сновидению (dreaming) фокусируется на том, как человек перерабатывает эмоциональные переживания.

    Сырые, необработанные переживания от органов чувств, насыщенные бесформенной протоэмоциональной энергией, атакуют нас каждый момент жизни. Сначала в мозг поступают нейронные импульсы от органов чувств.

    Каким образом психика преобразует эту необработанную информацию во что – то, что можно обдумывать и переживать, как эмоции? Проблема травмы – это вопрос провала мистического квантового скачка - frombraintomind: от возбужденных нейронных ансамблей – до способности выносить эмоциональную боль – то есть - мыслить.

    Бион, как мы уже поняли, назвал именно этот фундаментальный процесс - «альфа функция», которая имеется у всех высших животных.

    Б.А. Еремин. Между эмоциями и мышлением: альфа – функция, как би – логическая структура.

    #психоанализ
  • Клинический психоанализ

    Исследование одной [длинной] строкой.
    Учёные используя интеллектуальный анализ твитов пользователей, которые принимали антидепрессанты, установили, что под влиянием последних, их активность в Twitter увеличилась и при этом они меньше стали писать по ночам.

    Источник: https://www.researchgate.net/publication/346866005_Evaluating_behavioral_and_linguistic_changes_during_drug_treatment_for_depression_a_pairwise_study_using_tweets_in_Spanish

    #лекарства
    #депрессия
  • Реклама

  • Клинический психоанализ

    Если резюмировать представления Биона о сновидениях, то вкратце они выглядят следующим образом.

    Мы сновидим не только ночью, но и в течение дня. Множество ментальных действий, которые нам неизвестны, называемые альфа – функция, постоянно альфабетизируют необработанные сенсорные и эмоциональные раздражители - бета – элементы, полученные из окружающей среды и трансформируют их, главным образом, в визуальные пиктограммы (альфа – элементы ).

    Эти, абсолютно, идиосинкратические образы – способны теперь запоминаться и готовы для использования сновидением и для мышления. Для того чтобы субъект бодрствовал и осознавал реальность, а также для того, чтобы он смог учиться от своих переживаний, мощная лавина раздражителей должна быть сознательно воспринята и, после обработки альфа – функцией, должна получить возможность стать бессознательной.

    Ребенок рождается с рудиментарным сознанием = альфа – функцией. Он чувствует раздражители, но не осознает их. Он воспринимает без понимания.

    Это рудиментарное сознание, утверждает Бион «…не связано с бессознательным. Все впечатления селф имеют равную ценность: они все – сознательны». Способность матери к ревери или к dreaming - является воспринимающим органом для собирания самоощущений младенца, которые он получил через сознательную систему восприятия.

    Этот образ Биона удивительный: на заре жизни, мать является - бессознательным ребенка, и, таким образом, - дополнением к его примитивному сознанию.

    Современная теоретизация концепций Биона, наиболее элегантно суммирована тезисами Ферро и Гротштейна. Весьма схематично, они звучат приблизительно, следующим образом:

    Сознательное и бессознательное расположены вдоль некоторого психического континуума, подобно двум поверхностям ленты Мебиуса, которые постоянно переходят друг в друга. Они отделены друг от друга мембраной - контактным барьером, составленным из огромного количеств альфа - элементов. Этот барьер полупроницаемый и динамичный, поскольку подвержен непрерывному процессу лизиса и синтеза. Не существует никакого психического события, который бы был лишен бессознательного аспекта.

    Сновидение – это не только страж сна и не просто справочное руководство в путешествиях по бессознательному. Оно не возникает вследствие дифференциации, между бессознательным и сознательным, как полагал Фрейд, а наоборот, сновидение, как раз и создает эту дифференциацию. Если для Фрейда, бессознательное создает сновидения, которое является его продуктом в чистом виде, то для Биона, наоборот – именно сновидение и создает само бессознательное.

    Б.А. Еремин. Между эмоциями и мышлением: альфа – функция, как би – логическая структура

    #психоанализ
  • Клинический психоанализ

  • Клинический психоанализ

    Депрессивной аффект, как не репрезентированная утрата.
    Или немного о сущности депрессии.

    Способность психики репрезентировать явления окружающего мира и события своей персональной истории - это и показатель уровня её сформированности, и огромный ресурс для проживания более удовлетворительной жизни. Это также и возможность двигаться вперёд и не "зависать" в болезненных переживаниях, которые блокируют один из ведущих принципов психики - принцип «удовольствие - неудовольствие».

    В основе компульсии к повторению - то есть в основе механизма, расположенного за пределами принципа удовольствия - неспособность репрезентировать травматичный опыт.
    В основе аффекта тревоги - неспособность репрезентиррвать в психическом опасность, угрожающую Я.

    В основе аффекта депрессии - неспособность репрезентировать в психическом феномен утраты.
    В основе феномена эмоциональной зависимости - отсутствие в психическом репрезентации собственного автономного Я.
    В пространстве психоанализа психика эволюционирует до способности репрезентировать события, прежде всего, своей персональной истории.

    "Так же как тревога представляет собой сигналы об опасностях, у которых отсутствует доступная репрезентация, депрессивный аффект представляется сигналом о потере, которая по различным причинам не может быть представлена в достаточной мере для сознательной переработки и принятия. Как тревога является первоначальной реакцией Собственного Я на грозящую ему эмпирическую гибель, так и депрессивный аффект является первичным откликом Собственного Я на объектную потерю, которая лишена психической репрезентации. До тех пор, пока дифференцированное восприятие Собственного Я все еще существенно зависит от одновременно существующего переживания реального или интроецированного присутствия объекта, потеря объекта не может быть представлена и принята. Еще нет каких‑либо репрезентаций Собственного Я, которые смогли бы уцелеть без такого ощущаемого присутствия объекта. Вместо этого, как говорилось во второй главе относительно депрессивного решения, действительная потеря объекта на этой стадии будет вызывать депрессивный аффект, приводя в действие спусковой механизм отчаянных усилий со стороны Собственного Я манипулировать репрезентативным миром таким образом, который помогал бы Собственному Я сохранять как можно дольше иллюзию все еще существующего объекта.
    Аналогично неизвестным опасностям, стоящим за тревогой, недействительность потери объекта для сознательного Собственного Я может зависеть от первичного отсутствия соответствующих репрезентаций, как в случае начальной стадии в развитии, или она может быть вызвана вытеснением после установления константности Собственного Я и объекта. Первый случай соответствует клинической картине психотической, второй — невротической депрессии. Так же как те опасности, о которых сигнализирует тревога, могут быть подвергнуты обработке после того, как станут доступны для рефлексирующего Собственного Я, так и сознательная репрезентация утраты и ее значимости делает возможным ее оплакивание и постепенное принятие. Аффект печали, который связан с утратой и представляет ее, резко отличается по качеству от депрессивного аффекта, который к этому времени стал излишним."

    Текст Канская Ксения (с сокращением)

    #психоанализ
  • Клинический психоанализ

    ИТАК, САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ПОСТЫ ПРОШЕДШЕЙ НЕДЕЛИ

    1. Про трудное и благополучное детство https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6739

    2. Целительное страдание? https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6741

    3. Русский ответ Абраму Маслову https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6745

    4. Психоанализ о зависимости https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6748

    5. Что стоит за обидой https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6750

    6. Про психотерапию https://t.me/clinicalpsychoanalysis/6754


    Хорошего Вам дня, уважаемые подписчики!

    Как Вы видите, на канале нет никакой рекламы и прочего дерьма в виде популярной психологии.

    Я не продаю и не покупаю рекламу. Это просветительский проект, который опирается на Вашу поддержку и реализуется благодаря моему интересу (в свободное от основной работы время).

    Если Вам нравится Наш канал, то порекомендуете его пожалуйста всем тем хорошим людям которые Вас окружают. Например, Вы можете поделиться этим постом (но это совсем не обязательно конечно).
  • Клинический психоанализ

    Пользователь с https://www.reddit.com/r/DrugNerds/ сделал круговую диаграмму летальных исходов, связанных с употреблением легальных и нелегальных препаратов в Германии (2017). Традиционно главные убийцы: табак и алкоголь, а от каннабиса и LSD опять никто не умер.

    #наркополитика
  • Клинический психоанализ

    Исследование одной строкой. В Индии децентрализованное и бесплатное для пациентов лечение гепатита С с использованием дженериков и телемедицины позволило достичь положительного вирусологического ответа более чем у 90% пациентов независимо от генотипа или наличия цирроза печени.

    Источник: https://www.healio.com/hepatology/hepatitis-c/news/online/%7Be2d20c77-ff9f-461b-bf58-98e2b526f8a1%7D/decentralized-telemedicine-achieves-high-hcv-cure-rates-in-rural-india

    #клиника
    #медицина
    #лекарства
  • Клинический психоанализ

    Вот ещё интересная информация о новых назначениях "старых" препаратов. Существует представление, что сотрясение головного мозга (СГМ) достаточно безобидная травма. Однако, у пожилых пациентов сотрясение головного мозга выступает как фактор риска развития деменции в течении ближайших нескольких лет. Не так важна причина сотрясения - возникло оно из-за автомобильной аварии, падения или получения травмы в результате нападения, у 1 из 6 пожилых пациентов развивается деменция в течении 4-х лет после эпизода СГМ.

    Исследователи обнаружили, что использование популярных препаратов для снижения уровня холестерина (статинов), может смягчать связанные с травмой отек головного мозга, уменьшить окислительный стресс, агрегацию амилоидного белка и нейровоспаление.

    Терапевтический эффект достаточно скромный - среди тех пациентов, кто получал статины, риск развития деменции был ниже 13%, по сравнению с теми, кто их не принимал.

    Источник: https://jamanetwork.com/journals/jamaneurology/article-abstract/2733673

    #исследование
    #травма
  • Клинический психоанализ

    К семинару «Психоанализ о музыке, музыка о внутреннем мире»: Ричард Расбриджер о мании Дон Жуана

    Ричард Расбриджер – замечательный психоаналитик, тонкий клиницист и глубокий теоретик, а кроме того – музыкально образованный ценитель высокого искусства. Его работы о музыке продолжают важную традицию психоаналитических изысканий, о которых на этой странице упоминалось: http://bit.ly/2Yj14C3, https://bit.ly/32OsuVe .

    О Расбриджере https://www.ucl.ac.uk/psychoanalysis/people/richard-rusbridger

    Возможности обсудить с Ричардом Расбриджеров важнейшие темы его размышлений мы ждали много лет. Эти темы переходя из «прикладных» работ в клинические и образуют сложное концептуальное единство. В поде интересов автора – маниакальный состояния, примитивные версии эдипальной ситуации, язык тела и частичных объектов, проективная идентификация в музыке. Ниже – несколько цитат из статьи о «Дон Жуане» Моцарта, которая будет представлена на нашем семинаре, и из относительно недавнего содоклада на конференции Мелани Кляйн Траста и мании.

    «Внутрений мир «Дон Жуана»»:

    ««Дон Жуан» это опера, полная загадок. Как мы объясняем ее воздействие на нас? Почему, хотя Дон Жуан убийца, погубитель женщин, при обсуждении оперы немало женщин говорят, что их к нему странно тянет, а немало мужчин — что они хотели бы им быть? Что объясняет эти наши реакции? Думаю, психоаналитическое понимание способно помочь нам разобраться в этих вопросах. (Насколько я могу судить, представление в музыке такого защитного механизма, как проективная идентификация, еще не было описано.)»

    «Полагаю, психоаналитическое понимание способно помочь нам осмыслить эти как будто совершенно раздельные миры, — темный, мертвенный, и мир сексуализированного бегства, — как разделенные аспекты одной и той же реальности. Мы можем считать, что эта опера приводит нас прямо к эмоциональной дилемме и конфликту, которые также являются нашими, и к особому итогу этой эмоциональной дилеммы, равному катастрофе. Она может также помочь нам понять одну из интересных вещей, на которые указал Бернард Уильямс, а именно то, что Дон Жуан как персонаж — пустой.

    … Он преподносит себя нам и миру в модальности … быстрой, легкой суматохи. Он кажется нахальным, нетерпимым к любой границе, пределу или ограничению — юридическим, сексуальным или классовым. Он спешит. Он больше, чем жизнь. Его аппетит безграничен. Он эвакуирует боль в женщин вокруг себя, но кажется, не чувствует никакой вины. Коротко говоря, он функционирует посредством мании, и для него критически важно, чтобы ощущение покинутости или уныния испытывал не он, но его объект. Маниакальный пациент — такой как Жуан — бежит от той своей стороны, которая невыносима: в частности, от угрожающей вины. Жуан не способен выносить вину и приходит в ярость, когда его обвиняют. …Его вина имеет смертоносно интенсивный характер, … которая возвращается, когда его низвергают в Ад. Это именно то смертельное наказание, от которого бежит маниакальный пациент, и которое, когда оно его настигает, может привести к самоубийству — что Жуан в некотором смысле и совершает. Но что такого сделал Жуан, что психологически оправдывает его смертельное наказание?»

    Окончание следует...
  • Клинический психоанализ

    «Обсуждение статьи Эдны О'Шонесси ‘On high and in the fast lane’»:
    «Кляйн говорит, что в мании «Эго, преследуемое страхом своих плохих объектов и Ид, в стремлении избежать страданий вынуждено обращаться за помощью к множеству различных механизмов» (Кляйн 1935: 277). Среди них…, те, которые Кляйн называет: «пренебрежение»; «сверх активность»…; «триумф» и «отрицание … реальности», как психической, так и внешней. [Авторы] особо выделяют чувство «всемогущества», нацеленное на «господство интернализированных родителей», лежащее в основе всех четырех. Red также говорит о суицидальной депрессии, один из аспектов которой - маниакальная защита, предназначенная уберечь от отчаянного положения. Это особенно заметно у такого пациента, маниакальная защита которого терпит неудачу… В случае менее заметной, незначительной мании мы можем поначалу лишь завидовать предположительно непринужденному превосходству или остроумию, как у Дона Жуана Моцарта или других версиях этого персонажа».

    «Как и в случае перверсии (с которой мания имеет некоторые общие особенности, такие как отрицание реальности), наличие истинной маниакальной защиты является индикатором лежащей в ее основе безысходности. Маниакальная защита представляет собой диапазон от умеренных характерологических элементов, таких как использование иронии, которая одновременно и скрывает, и выражает презрение, до истинно психотических проявлений, продолжающих существовать и во взрослой жизни».

    «Проективная идентификация - центральный механизм в мании. Это переворачивает положения субъекта и объекта, относительно вертикальной оси… Теперь пациентка может быть столь же соблазнительной, значительной и могущественной, каким ощущался объект/аналитик; в то время как объект/аналитик соответственно должен выносить младенческие переживания беспомощности и неповоротливости. …

    ([У] персонажей типа Дона Жуана всегда на заднем плане присутствует Лепорелло, который тащится за героем, куда бы тот ни устремлялся)».
    «Генри Рей говорит: «В маниакальных состояниях мы больше концентрируемся не на материнской груди, а на фаллосе. Объектом маниакального состояния является фаллос, который нуждается в субъекте с целью репарации». Здесь Рей говорит о всемогущей фантазии обладания или грандиозности, которая на самом деле представляет собой репарирующий фаллос в состоянии эрекции. … «Меня заинтересовало, не является ли дополнительным объяснением потребности идентификации с фаллосом, контейнируемым, то, что сам контейнер воспринимается как слишком дефектный и хрупкий, чтобы идентифицироваться с ним – как в его изначальной форме, так и в дальнейшем атакуемым в фантазии. В хрестоматийном примере, который мы рассматривали, материнский контейнер является непригодным, потому что мать полностью занята и потому пренебрегается. Ребенок в этом случае может фантазировать, что мать полностью поглощена постоянным половым сношением, и именно с этим половым сношением он или она идентифицируется в мании. Это могло бы помочь объяснить гиперсексуальность, которая часто играет значительную роль в ярко выраженной мании, поскольку это - идентификация с сексуальной сценой. А в особенности с объектом, который в этой фантазии никогда не изгоняется или не отвергается: пенис отца, постоянно находящийся во влагалище матери».

    Источник: Психоанализ и мир

    #психоанализ
  • Клинический психоанализ

    Большинство, по-видимому, считает, что все будет в порядке, если мир будет считать их нормальными. Меньшее число людей ощущает, по крайней мере временами, смутное чувство собственной ответственности за владеющую ими болезнь, по крайней мере отчасти, но они не владеют техникой работы с нею, ничем, кроме старых избитых решений «стараться быть лучше» или моральной максимы.

    Или они перемещают проблему из ее действительной сферы в ложную, такую, где можно поднять много шума и выпустить пар. Лишь немногие обращаются со своей проблемой к «эксперту» в надежде, что будет произнесена нужная магическая формула и их личный дьявол будет изгнан.

    Из тех, кто начинает лечение, большинство бросают его. Лечение не заканчивается психотерапевтом, а прерывается самим пациентом. Многие, не получив магической формулы от одного психотерапевта, переходят к другому, потом к следующему, и так далее. Среди множества способов выразить неудовлетворенность своим психотерапевтом один из распространенных звучит так: «Он не понимает мой случай». Может быть, это и так, и, может быть, нужно сменить врача. Но многие пациенты, если не все, хотят до некоторой степени предписать психотерапевту, как следует их лечить, — и это предписание не предполагает их страданий в процессе лечения.
    В хирургических и фармакологических формах лечения пациент может быть совершенно пассивным, и чем он пассивнее, тем лучше. Он может получить анестезию и проснуться, когда операция закончена.

    Представление о том, что операция совершается «над» пассивным больным, переносится на лечение неврозов. Однако невроз не «органическое», а «функциональное» заболевание. Вели пациент не так наивен, чтобы полагать, что его симптомы могут быть «оперированы», он может понять, что он него требуется нечто большее, нежели привести свое тело в кабинет терапевта. И все же надеется, что коль скоро он пришел, врач — может быть, с помощью гипноза — приведет его в порядок.

    Однако поскольку именно сам пациент должен изменить свое поведение и тем осуществить собственное излечение, все методы психотерапии сталкиваются с тем, что на профессиональном жаргоне называется «реакцией разочарования». Такие реакции обычно вызываются пониманием (через некоторое время) того, что врач ждет от пациента готовности проделать трудную работу и претерпеть боль. Фактически, может быть, человек надеялся получить от врача нечто прямо противоположное, а именно — лучший способ избежать и работы, и боли. То, что терапия предполагает концентрированную дозу того, чего человек старался избежать, кажется абсурдным.

    Фриц Перлз

    #психотерапия
  • Клинический психоанализ

    Про лиц, страдающих наркотической зависимостью

    ...Вейлант, например, отмечает, что люди, использующие различные наркотики, в отличие от алкоголиков, чаще имели нестабильное детство и используют наркотики как “самолечение” психиатрических симптомов, и чаще получают результат от психотерапевтических усилий, адресованных их глубинной симптоматологии и патологии характера.

    В одном исследовании обнаружено, что нарушенные взаимоотношения с родителями и депрессия, а не социодемографические переменные, являются факторами, предопределяющими использование незаконных наркотических препаратов.

    Другое исследование студентов, употребляющих тяжелые наркотики, из всех личностных переменных отмечает депрессию как самый серьезный предопределяющий фактор.

    Трис делает вывод, что ключевой фактор, отличающий хронического наркомана от человека, употребляющего наркотики контролируем или случайным образом - это наличие серьезного личностного расстройства.

    По сравнению с алкоголиками, наркозависимые чаще имеют сопутствующие психиатрические расстройства.

    Исследования наркозависимых индивидов обнаруживают в 80-93% случаев другие психиатрические диагнозы.

    Источник: Глен О. Габбард "Психодинамическая психиатрия в клинической практике" 1994

    #психоанализ
    #алкоголь
    #наркотики
  • Клинический психоанализ

  • Реклама

  • Клинический психоанализ

    “За каждой обидой стоит требование…
    Вынесите свое требование наружу. Сформулируйте свое требование в повелительном наклонении, в форме приказа”

    Фриц Перлз

    #психотерапия
  • Клинический психоанализ

    Русский ответ Абраму Маслову (Абрахаму Маслоу) от Скокова Романа Юрьевича.

    Знай наших!

    #психология
  • Клинический психоанализ

    Рассмотрим основные уровни и примеры иррациональных
    потребностей.

    1. Патофизиологические проявления. Например, потребность в иррациональном питании. Как анорексия (отсутствие аппетита), так и булемия (постоянное чувство голода, страсть к пище) развиваются из нормальной потребности человека в питании. Органические потребности чаще формируются средой, которая навязывает свои устоявшиеся традиции, правила, мораль, моду.

    2. Потребность в насилии над другими людьми (терроризм, общественные беспорядки, война, убийства, телесные повреждения). Изучение причин поведения лиц, совершивших насильственные преступления (убийства, тяжкие телесные повреждении и т.п.), показало, что большая часть этих преступлений связана со стремлением к превосходству над окружающими, навязыванию своей воли.

    3. Репродуктивная потребность, нереализованная естественным
    образом, влечѐт за собой потребность в различного рода аддикциях.

    4. Потребность во власти. По существу, эта квазипотребность является гипертрофированным вариантом потребностей личности в общении. Потребность в славе относится к высоким духовным
    квазипотребностям. В основе так называемых статусных потребностей человека, в том числе элитарных (показных) потребностей и элитарного (показного) потребления, лежит потребность в уважении.

    5. Потребность в слепой вере. Относится к познавательным
    квазипотребностям. Развивается, когда интеллектуальный поиск ответов на вопросы, которые задаѐт жизнь, не разрешает внутренних проблем человека.

    6. Потребность в богатстве, в роскоши. Относится к ложным
    материальным потребностям.

    7. Трансцендентальные потребности в иерархии стоят выше духовных, так как отражают самые возвышенные устремления человеческой сущности к бессмертию и слитности с окружающим миром (например, медитация). Не умея достигать гармонии с миром естественным образом, люди прибегают к психотропным средствам – аддиктивным товарам (табачные
    изделия, алкоголь, энергетические напитки, наркотики, наркотические
    лекарственные средства), которые способны приводить человека в состояние эйфории и пребывания как бы вне времени и пространства.

    Текст Скоков Р. Ю.