ВИТАМИН С
(#альтернатива)
В 2020 году Американский Колледж Ревматологии (ACR) выпустил обновлённые рекомендации по лечению подагры [1]. В числе редких немедикаментозных советов там указано следующее: условно не рекомендовать добавки витамина С. Довольно странная формулировка 🤨 Зачем писать о том, что не нужно рекомендовать? И что значит "условно"? Типа, если очень хочется, то можно? 😄
Дело в том, что последние лет 50 в медицинской литературе то и дело появляются статьи о влиянии витамина С на гиперурикемию и подагру (и все другие болезни заодно 😂). В каких-то публикациях утверждают, что он снижает МК, в каких-то - что не снижает, либо снижает, но не сильно и не у всех. И главное, везде аргументация: исследования, контрольные группы, описание механизмов действия🔬👩🔬 - всё по-взрослому (это вам не про соду на фоне самогонного аппарата вещать👔😉). В конце концов ACR решил выступить главным арбитром и постановил, что "мол все старались, все молодцы, но к доказательной медицине эти потуги с аскорбинкой отношения не имеют".
В конце семидесятых стали появляться сообщения, что высокие дозы витамина С обладают сильным урикозурическим эффектом - значительно увеличивают концентрацию мочевой кислоты в моче. Логично предположить, что такой эффект способствует снижению МК в крови. Один за другим стали выходить исследования, в той или иной степени доказывающие это предположение. Например, у трех пациентов, принимавших 8 г аскорбиновой кислоты в течение 3-7 дней, МК в 🩸 упала на 70-180 мкмоль/л [2]. Если что, это даже не 🐴ные дозы. Диетическая норма - 90 мг для мужчин и 75 мг для женщин. Допустимым порогом считается 2 г в день. Его превышение чревато оксалатными камнями в почках и диареей (верный признак грамотного лечения подагры 😅).
Самая крупная работа, доказывающая эффективность витамина С, была опубликована в 2005 году [3]. Это было двойное слепое плацебо-контролируемое рандомизированное исследование 😮. Столь глобальный научный труд сумел привлечь к участию целых 184 человека 🤣. Два месяца половина из них принимала плацебо, а половина 500 мг аскорбинки в день. По итогу витаминизированные товарищи снизили МК в среднем на 30 мкмоль.
Ещё было исследование, в котором оценивалось вероятность развития подагры в зависимости от количества витамина С, которое люди употребляли с пищей или добавками [4]. 20 лет наблюдения, 47.000 мужчин, 1300 подтвержденных диагнозов. Ну и анкеты про еду и витаминки. В целом результаты такие: чем больше витамина С, тем ниже риск подагры. Выложу таблицу для наглядности 👇